Кремль повышает легитимность губернаторов через досрочные выборы
Президентские назначенцы должны уравняться в статусе с избранниками народаРуководитель Омской области Виктор Назаров обратился в четверг к Владимиру Путину с просьбой о досрочном сложении полномочий и участии в выборах в сентябре 2015 г. (по закону для участия в досрочных выборах губернаторам нужно разрешение президента). «Хотелось бы понимать перспективы», – объяснил Назаров свою просьбу. Путин возражать не стал: «Если хотите сделать это досрочно – пожалуйста».
Назаров, срок полномочий которого истекал в апреле 2017 г., стал четвертым губернатором за последние три дня, попросившим о досрочных выборах (см. врез). Выборы, проводимые в единый день голосования, должны быть назначены в июне, и май – последний месяц, когда можно получить добро на отставку. В качестве потенциальных участников этого парада отставников в СМИ также назывались руководители Свердловской, Тверской и Ярославской областей.
Собеседник «Ведомостей» в администрации президента заявил, что губернаторы фактически идут навстречу просьбам, исходящим от граждан, которые хотят видеть избранного, а не назначенного руководителя региона: «Избранный губернатор сможет работать с мандатом доверия от населения и, таким образом, эффективнее решать проблемы, стоящие перед регионом».
Майский исход
Двенадцатого мая с просьбой о досрочной отставке и участии в выборах к президенту обратился губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, 13 мая – руководители Камчатского края Владимир Илюхин и Иркутской области Сергей Ерощенко.
«Процесс перехода к выборности губернаторов был запущен в 2012 г., – напоминает руководитель близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, – и уже в прошлом году случился количественный перелом: более половины губернаторов возглавляют регионы в статусе избранных, другие остаются в статусе назначенных, что отчасти снижает их легитимность». Эта двойственность статуса ощущается во взаимоотношениях и с федеральным центром, и с руководителями соседних регионов и чем быстрее она будет снята, тем лучше для институционального развития политсистемы, говорит эксперт. Еще одна причина – желание центра исключить ситуацию непрерывного электорального процесса «2016–2018» и, как следствие, «электоральную усталость» к президентским выборам 2018 г., поясняет Бадовский. Кроме того, впервые за 13 лет в Госдуму будут избираться одномандатники и, «учитывая наличие территорий, где округ равен региону и одномандатник будет избираться практически всем населением, для назначенного губернатора эта ситуация может оказаться болезненной», подчеркивает эксперт.
«Кремль идет навстречу пожеланиям губернаторов поскорее переизбраться, для них разрешение федеральной власти идти на досрочные выборы – это пример «оформленных» отношений с Кремлем», – говорит политолог Михаил Виноградов: даже номинальная поддержка центра укрепит позиции губернаторов среди региональной элиты и избирателей. В прошлом году Кремлю было не до внутренней политики – все силы были брошены на внешнюю, сейчас же «настало время, когда власти уже не до внешней политики, но еще не до внутренней, а ротация кадров не воспринимается как самоцель», поэтому у губернаторов есть хороший шанс «проскочить», поясняет эксперт. Хотя прямое избрание руководителя не означает обязательного усиления его позиций, оговаривается Виноградов, подтверждением чему можно считать скандал с избранным брянским губернатором Николаем Дениным, который был уволен в 2014 г. с максимально жесткой формулировкой «в связи с утратой доверия».
«Очередь из желающих пойти на досрочные выборы традиционно большая, заявление может написать каждый, но разрешение получают не все», – говорит политолог Евгений Минченко. Поэтому, прежде чем просить об этом, губернатор проводит большую подготовительную работу и в регионе, и на федеральном уровне: «Конечно, избрание придает губернатору дополнительный политический вес: одно дело – назначенный, другое – избранный». В случае с губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко, например, было ясно, что он захочет избираться досрочно, поэтому весь последний год против него велась негативная пиар-кампания со стороны оппонентов, рассказывает Минченко, но сейчас уровень его поддержки составляет, по разным оценкам, 62–68%, а у его ближайшего преследователя – всего 6%. «Практика досрочных выборов существует уже несколько лет, и все заявления о том, что это жульнический прием со стороны властей, несостоятельны», – уверяет эксперт.