Государственная трактовка истории Второй мировой войны пользуется все большим доверием населения
Праздник Дня Победы становится все больше официальнымВсе больше россиян считают День Победы государственным праздником, показывает опрос «Левада-центра». Число думающих так сравнялось с теми, кто считает этот праздник народным (31%). При этом до 65% уменьшилось число тех, кто будет отмечать праздник. До 29% выросло число россиян, которые считают, что 70-летие Победы надо отмечать парадами и официальными приемами, и, наоборот, уменьшилось число тех, кто говорит о заботе о ветеранах войны: если в 2010 г. так думали 56%, то в 2015 г. так считали 49%. Растет число россиян, у кого праздник вызывает радость от Победы (59%), и уменьшается число тех, кто говорит о скорби по погибшим (18%). До 17% выросло число тех, кто считает фальшивкой секретные протоколы к пакту Молотова – Риббентропа.
Сложилась парадоксальная ситуация, замечает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: значимость праздника растет, все больше людей считают 9 мая государственным праздником, но уменьшается число тех, кто будет 9 мая отмечать. По его словам, за последние два года произошло огосударствление сознания – ценности государства начинают играть в жизни человека большую роль. «Такого рода пертурбации общественного сознания стимулируют к более активной конфронтации с миром, а подобная эйфория приводит к тому, что в случае возникновения конфликта люди будут охотнее в него ввязываться», – говорит Гражданкин.
Огосударствление сознания влияет и на то, что происходит процесс исторического оправдания решений руководства СССР, говорит Гражданкин. Если пять лет назад относительное большинство считало причиной развязывания Второй мировой войны пакт Молотова – Риббентропа, то теперь число думающих так уменьшилось почти в 2 раза, зато выросло число тех, кто видит вину в действиях Франции и Великобритании в предвоенной Европе. По словам социолога, возвращаются представления советской историографии – все больше людей считают, что нападение Германии было неожиданным и что СССР не готовился к войне, чтобы не спровоцировать Германию к нападению. Растет число не верящих в то, что в прошлом были совершены преступления против народа, согласен историк, зампредседателя совета «Мемориала» Никита Петров, – отсюда потоки фейковой литературы, которые ставят под сомнение реальные исторические факты: «Это тревожная тенденция, поскольку возвращаются не просто советские мифы, а историческая безграмотность и непонимание истории своей страны».