Индия меняет условия контракта века с Францией на поставку истребителей
Затяжка с выполнением этого соглашения дает шансы российским авиапроизводителямПремьер-министр Индии Нарендра Моди объявил в пятницу в ходе визита во Францию, что обратился к президенту страны Франсуа Олланду с предложением поставить в Индию 36 истребителей Rafale. По словам премьера, эта поставка необходима в связи со срочными потребностями военно-воздушных сил (ВВС) Индии. Ранее сообщалось, что индийское руководство озабочено снижением числа развернутых эскадрилий ВВС из-за списания устаревших самолетов МиГ-21 и МиГ-27. По данным газеты Le Monde, стоимость контракта, который еще предстоит заключить после проведения переговоров, составит около 4 млрд евро.
Это решение Моди радикально меняет структуру одной из самых крупных сделок по поставке вооружений, которую все никак не удается заключить. В 2007 г. ВВС Индии повторно (проект длился с начала 2000-х гг.) объявили тендер MMRCA на поставку 126 истребителей, 108 из которых должны быть собраны по лицензии на индийском предприятии HAL. В соревновании, в котором участвовали почти все серийно производимые истребители (от России – МиГ-35), в 2012 г. победил французский Rafale. Однако контракт так и не удалось заключить из-за растущей стоимости всей сделки (она достигла 20 млрд евро) и нежелания французской стороны давать гарантию на истребители, которые будут собираться в Индии. Rafale предлагался на многих оружейных тендерах, но единственным его успехом был контракт с Египтом на поставку 24 машин, заключенный в феврале 2015 г. Одна из причин неудач на тендерах – высокая стоимость машин, достигающая 100 млн евро за единицу.
О судьбе лицензионного контракта на 108 истребителей индийские и французские власти не сообщали, а французские СМИ исходят в своих комментариях из того, что переговоры по этому вопросу будут продолжены. По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, даже если предконтрактные переговоры по поставке 36 истребителей завершатся быстро, машины будут поставляться в лучшем случае начиная со второй половины 2016 г. и этот процесс займет еще несколько лет. Cейчас выпускается по 13–14 истребителей Rafale в год, и, хотя руководство производящей их компании Dassault заявляет, что может нарастить темп вдвое, это тоже потребует времени. Выполнение лицензионного контракта, если он будет заключен, начнется еще позднее. В результате без работы скоро останется индийская корпорация HAL, на которой завершается программа лицензионного производства истребителей Су-30МКИ по контракту 2000 г., и чтобы не оставить свое предприятие без загрузки, индийцы могут пойти на закупку дополнительного количества этих российских машин.-