Минюст ускоряет работу по введению «адвокатской монополии»

Нынешняя армия юрисконсультов не поддается учету и контролю, объясняют чиновники
Минюст хочет превратить юрисконсультов в адвокатов
Минюст хочет превратить юрисконсультов в адвокатов / PHOTOXPRESS

Министерство юстиции начинает работу по формированию единых стандартов качества оказания квалифицированной юридической помощи. Об этом вчера заявила заместитель министра юстиции Елена Борисенко на заседании Совета по правам человека (СПЧ) при президенте. По словам Борисенко, рабочая группа, которая займется выработкой концепции, будет создана в течение ближайших дней. Первое ее заседание состоится уже в середине апреля, последующая работа будет вестись очень активно, ведь госпрограмма «Юстиция» предусматривает, что концепция должна быть сформулирована к декабрю 2015 г., пояснила замминистра.

Речь не идет об адвокатской монополии в буквальном смысле слова, т. е. о перераспределении рынка юридических услуг в пользу адвокатуры, уточняет Борисенко: смысл новации в том, что доступ в юридическую профессию должен быть открыт лишь на условиях соответствующей профессиональной подготовки. Должно быть создано единое профессиональное сообщество, и основным его звеном должна стать адвокатура. Сейчас же, подчеркнула замминистра, армия практикующих в России юридических консультантов не поддается учету: в ней есть крупные юрфирмы, существующие внутри корпораций юридические подразделения и юристы, которые занимаются регистрацией юрлиц или сделок с недвижимостью, есть те, кто работает в серой (черной) зоне, и ко всем этим людям не предъявляется никаких требований. По словам Борисенко, у Минюста пока нет очевидных рецептов по поводу того, каким образом следует внедрять стандарты квалифицированной юридической помощи, их еще предстоит найти.

Можно оспаривать

Законодатель должен уточнить особенности судебного рассмотрения дел об оспаривании инструктивных писем министерств и ведомств, решил вчера Конституционный суд. Формально эти документы не являются нормативными актами, но обладают свойствами таковых, разъяснили судьи.

Федеральная палата адвокатов (ФПА) предлагает допускать к участию в судебных процессах только адвокатов. Президент ФПА Юрий Пилипенко вчера заявил, что адвокатура готова к переходному периоду, в течение которого будет принимать в свои ряды всех, у кого есть юридическое образование, а уже после этого можно вести речь о введении ограничений. По его словам, сейчас даже такие ярые противники адвокатской монополии, как корпоративные юристы, готовы обсуждать проблему.

По предварительным данным, адвокатскую монополию на представительство в суде не планируют распространять на юристов компаний – и это успокаивает, говорит президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. Тем не менее сформулированные адвокатской палатой предложения по внедрению единых стандартов юридических услуг оставляют очень много вопросов, продолжает юрист: например, как будет рассчитываться юридический стаж, насколько простым будет переход из одной профессии в другую. У всех живы в памяти ограничения на представительство в арбитражных судах, введенные в 2002 г., – это было очень неудобно и приходилось выкручиваться, чтобы обеспечить представительство в суде нужного юриста, впоследствии Конституционный суд эти ограничения отменил. Поэтому детали условной адвокатской монополии предстоит тщательно обсуждать, настаивает Нестеренко.

В 2004 г. Конституционный суд решил, что государство, ограничивая возможность представительства организаций в суде, не предъявляет при этом особых требований к качеству предоставляемой юридической помощи и, следовательно, не гарантирует ее надлежащий уровень, а потому не вправе возлагать на организации обязанность выбирать в качестве представителей только адвокатов или содержать юристов в штате.

На самом деле большинство юрфирм и сейчас привлекают адвокатов, поэтому серьезные проблемы с введением адвокатской монополии там вряд ли возникнут, полагает партнер King & Spalding Илья Рачков. Это ударит разве что по мелким юрисконсультам, так называемым стрит-лойерам – но они вряд ли смогут оказать серьезное противодействие внедрению новых стандартов.