Первая обвиняемая по «сепаратистской» статье УК пожаловалась в Страсбургский суд

Краснодарской активистке вменяют призывы к нарушению целостности РФ
Полюдовой предъявлены обвинения в пропаганде экстремизма и сепаратизма за посты в соцсети «В контакте»
Полюдовой предъявлены обвинения в пропаганде экстремизма и сепаратизма за посты в соцсети «В контакте» / freeimages.com

Организатор несостоявшегося «Марша за федерализацию Кубани» Дарья Полюдова, которая стала первой обвиняемой по «сепаратистской» статье Уголовного кодекса (ст. 280.1 «призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России»), пожаловалась на несправедливое уголовное преследование в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), рассказал «Ведомостям» ее адвокат Александр Попков. Активистка утверждает, что возбуждение уголовного дела за критику власти, а также длительное содержание под стражей по такому обвинению являются несоразмерными и слишком жесткими по отношению к ее действиям. Ее высказывания нельзя квалифицировать как экстремизм – это лишь выражение мнения, уверена заявительница, а согласно Европейской конвенции о правах человека она имеет право делать это свободно и без ограничений.

Уголовное дело против Полюдовой было возбуждено в августе 2014 г. Ей предъявлены обвинения в пропаганде экстремизма и сепаратизма за посты в соцсети «В контакте». Девушка провела в сизо полгода и вышла под подписку о невыезде: дольше держать в тюрьме по подозрению в преступлении средней тяжести закон не позволяет. Формально Полюдова оспаривает именно свой арест, уточняет Попков: жаловаться в ЕСПЧ можно только после того, как дело рассмотрят национальные судебные инстанции. Но если обвинение дойдет до суда и приговора, то их можно будет обжаловать позднее – обычно ЕСПЧ объединяет такие жалобы. Подобный прием часто практикуется, это позволяет ускорить рассмотрение дела, на которое у ЕСПЧ обычно уходит несколько лет, говорит адвокат.

Пресс-служба УФСБ по Краснодарскому краю вчера была недоступна для журналистов.

Уголовное преследование за призывы к сепаратизму так и не стало распространенной практикой, говорит директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, дело Дарьи Полюдовой остается пока единственным известным случаем применения ст. 280.1. На самом деле она вводилась скорее для устрашения тех, кто считает, что «Крым не наш», поскольку сами по себе призывы к сепаратизму вполне подпадают под состав основной экстремистской статьи, поясняет эксперт. С другой стороны, любую новеллу обычно начинают применять крайне неохотно: никому не хочется быть первопроходцем и набивать полагающиеся по такому случаю шишки. Но не исключено, что к тому моменту, как ЕСПЧ вынесет решение по делу Полюдовой, подобных прецедентов будет больше, резюмирует Верховский.