Московская школа гражданского просвещения признана иностранным агентом из-за лекций

Московскую школу гражданского просвещения признали иностранным агентом за лекции экспертов, размещенные на сайте
Fotolia
Fotolia / PhotoXPress

Минюст внес в реестр иностранных агентов Московскую школу гражданского просвещения (МШГП) - ведомство считает лекции экспертов школы политической деятельностью. Минюст начал проверку МШГП в августе, но потом ее приостановил. Повторная проверка началась в ноябре, говорит бухгалтер организации Марина Ефремова. Полторы недели назад они сдали документы в министерство, а вчера стало известно о том, что их включили в реестр.

МШГП раньше была Московской школой политических исследований, но поменяла название в 2013 г. по настоянию Генпрокуратуры, которая после проверки пришла к выводу, что эта НКО не занимается политической деятельностью.

Представители МШГП получили справку Минюста об окончании проверки, где на 10 страницах были приведены цитаты экспертов школы, в основном о московских выборах. «В ходе изучения содержания материалов онлайн-бесед, проведенных в рамках программы i-класс, выявлено, что некоторые из них содержат признаки политической деятельности», - цитирует заявление Ефремова. В справке, в частности, приведены цитаты дискуссий на сессиях Николая Петрова, Игоря Минтусова и Федора Лукьянова - к примеру, цитата Лукьянова: «Россия пошла ва-банк и играет очень жесткую и очень опасную игру, цель которой нам неизвестна. Когда говорили о крымском сценарии для востока Украины, всем было понятно, что это невозможно». Двенадцатого декабря представителей школы пригласили на составление административного протокола в Минюст. «Решение о признании нашей организации иностранным агентом мы считаем необоснованным и будем отстаивать свою позицию в суде», - говорит сооснователь школы Елена Немировская.

Кроме того, в пятницу Минюст начал внеплановую документарную проверку Сахаровского центра по информации, полученной от гражданина, пожелавшего остаться неизвестным. Ранее Сахаровский центр дважды проверяли на ведение политической деятельности - Генпрокуратура в марте - апреле 2013 г. и Минюст в августе - сентябре 2014 г. Нарушения закона об иностранных агентах выявлено не было, говорит исполнительный директор центра Сергей Лукашевский. «Наша деятельность не менялась на протяжении 25 лет существования, а прошлые проверки подтвердили, что чтение лекций и ведение дискуссий не являются политической деятельностью», - замечает он. У Сахаровского центра есть иностранные гранты, поскольку, несмотря на увеличение количества российских грантов в последнее время, все они проектные, говорит Лукашевский: «Но я не знаю ни одной российской грантовой программы, которая бы выделяла деньги на содержание организации».

Напомним, что в пятницу Владимир Путин на встрече с российскими правозащитниками сказал, что собирается бороться с тем, что чиновники разных уровней «стараются оградить себя от критики» НКО и правозащитников. Сейчас в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, входит 18 организаций. Последним в реестр был внесен сайт «Мемо.ру».

Президент говорит о том, что нужно изменить закон, а проверяющие органы действуют на основании существующего закона - поэтому, пока закон не будет изменен, такое безобразие будет продолжаться, говорит председатель Совета по правам человека Михаил Федотов. Если чиновники считают, что лекция - политическая деятельность, пусть прекратят выступать в СМИ, поскольку политическая деятельность им запрещена законом, говорит Федотов. По его словам, Минюст исполняет закон об НКО-агентах так, как понимает, потому что он написан так, что его можно применить как угодно.

По словам председателя ассоциации «Агора» Павла Чикова, в России нет НКО, которые ведут только лишь социально ориентированную деятельность, поэтому под закон об агентах может попасть любая неугодная власти организация. «Прокуратура и администрация президента, вероятно, давят на Мин­юст», - говорит Чиков.