Британское правительство не может воплотить в жизнь инфраструктурные обещания

Из заявленных проектов на $330 млрд многие реализуются крайне медленно, если реализуются вообще, показал анализ Financial Times
Строительство Crossrail/ Chris Ratcliffe/ Bloomber

Несколько лет назад правительство Великобритании представило амбициозные планы по обновлению инфраструктуры. Многие проекты реализуются крайне медленно, если реализуются вообще, показал анализ Financial Times.

Три года назад коалиционное правительство с большой помпой представило «национальный инфраструктурный план», предполагавший инвестиции более чем 200 млрд фунтов ($330 млрд) в 500 проектов, включая строительство новых автомобильных и железных дорог, модернизацию энергетического сектора и пр. Премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил тогда на встрече с представителями Конфедерации британской промышленности (CBI), что британскую «инфраструктуру необходимо полностью обновить и модернизировать», чтобы не превратиться «во второсортную экономику». Затем, в 2011 г., были выделены 40 приоритетных проектов в дорожной, энергетической и телекоммуникационной отраслях.

Однако завершены лишь некоторые из них - в основном, небольшие дороги, а также транспортные развязки на автомагистрали М1, пересекающей страну с юга на север. В целом же объем дорожного строительства за последние два года сократился вдвое.

По информации Бюро национальной статистики, объем инфраструктурных работ сократился в 2012 г. на 13%. А по последним данным, в III квартале этого года снижение составило 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на продолжающуюся реализацию крупнейшего строительного проекта Европы - 118-километровой сети железных дорог Crossrail, соединяющей Лондон с пригородами.

Среди крупных проектов, работы по которым отстают от графика или еще даже не началась, - платный мост Mersey Gateway, новые АЭС и «супер-канализация» Thames Tideway (проектируемый 25-километровый туннель под Темзой, проходящий через центр Лондона). Пилотный проект по реализации технологии улавливания и хранения углекислого газа остановлен, новые газовые электростанции не строятся, а план развертывания сети широкополосного интернет-доступа в сельских местностях погряз в спорах о размере платежей регулятору отрасли Ofcom.

Очевидно, что реализация крупных проектов, таких, как Crossrail, высокоскоростная железнодорожная магистраль High Speed 2 из Лондона на север Англии и, возможно, в Шотландию, модернизация национальной электро- и газовой сети National Grid, потребует многих лет, заявил представитель министерства финансов. «В среднем, доля капитальных расходов в ВВП в этом десятилетии выше, чем в 1997-2010 гг. [когда у власти были лейбористы]», - говорит он.

По показателю «качество инфраструктуры» Великобритания занимает 24-е место в рейтинге конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума, отставая от Барбадоса и Саудовской Аравии.

Главный секретарь министерства финансов Дэнни Александер в среду намерен представить обновленный план развития инфраструктуры, уделив особое внимание реализации многих проектов. Днем позже министр финансов Джордж Осборн будет выступать с осенним посланием, в котором постарается в позитивных красках описать ситуацию в экономике и действия правительства по ее улучшению.

Минфин попытается в очередной раз навести тень на плетень, полагает Ричард Лоди, директор по инфраструктуре юридической компании Pinsent Masons, специализирующейся на строительном праве. «С одной стороны, мы слышим о необходимости модернизировать стареющую структуру Великобритании, но, с другой, практически не видим реального прогресса по отстраиванию страны», - говорит он.

Значительная часть из 40 крупнейших проектов заморожена. Или же до начала их строительства еще очень далеко. Хотя правительство раструбило о прогрессе в создании новой атомной электростанции в Hinkley Point, EDF не намерена приступать к работе до всеобщих выборов в 2015 г. Кроме того, в январе Еврокомиссия должна решить, не нарушает ли Великобритания правил предоставления государственной помощи, оказывая поддержку проекту. Так что в этом вопросе также могут быть внесены изменения.

Пытаясь ускорить процесс, правительство внедрило гарантийную схему финансирования инфраструктурных проектов на 40 млрд фунтов ($66 млрд). Но пока что это помогло лишь незначительному числу проектов. Среди них - частичная трансформация электростанции Drax из угольной в биотопливную, а также продление ветки лондонского метро Northern Line.

Попытки получить инвестиции от пенсионных фондов в размере 20 млрд фунтов не дали значительных результатов. Инвесторы пообещали вложить лишь 1 млрд фунтов, реальных же инвестиций пока не сделано.

В CBI уже не верят в то, что правительство действительно стремится к развитию инфраструктуры. Руководитель организации Джон Крайдлэнд обвинил власти в “бесконечных разговорах”, которые не приносят никакого результата. Ричард Абади из PwC согласен с этим мнением: “Об инвестициях не говорят, их делают”. “Несмотря на то, что активность в строительной отрасли выросла в годовом исчислении, ее инфраструктурная часть снова сократилась. И это разочаровывает”, - говорит он.