Российские военные покинули Сирию

По словам источника в Минобороны, решение вывести из Сирии военный персонал связано со стремлением не подвергать его опасности в условиях гражданской войны
В.Савицкий
В.Савицкий / ИТАР-ТАСС

Российский военный персонал покинул пункт ма­те­риально-технического снабжения в сирийском городе Тартус. «Сейчас у российского Министерства обороны нет в Сирии ни одного человека. Пункт [в Тартусе] не имеет стратегического или военного значения», – заявил в интервью издающейся в Лондоне арабской газете «Аль-Хаятт» заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов.

Источник в Министерстве обороны России подтвердил эту информацию: ни военнослужащих, ни гражданских служащих Минобороны в Тартусе нет, а в частях сирийской армии нет российских советников, сообщил он. Официальный представитель Минобороны на телефонный звонок «Ведомостей» не ответил.

По словам источника в Минобороны, решение вывести из Сирии военный персонал связано со стремлением не подвергать его опасности в условиях гражданской войны, кроме того, ясно, что любой инцидент с российскими военными будет иметь неблагоприятный политический резонанс. По словам эксперта Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимира Евсеева, российские гражданские технические специалисты, обслуживающие воору­­жения в Сирии, могут продолжать оставаться в стране и они тем более понадобятся там, если в эту страну будут поставлены зенитно-ракетные комплексы С-300.

С апреля Министерство обороны России не публиковало сообщений о возможных заходах российских кораблей в Тартус. В июне в Средиземном море приступило к службе оперативное соединение ВМФ России, которое насчитывало на 7 июня, по заявлению начальника Генштаба Валерия Герасимова, 16 боевых кораблей и вспомогательных судов и подчинялось командующему Черноморским флотом. Эти корабли будут подвергаться постоянной ротации, никаких планов их постоянного базирования в Тартусе нет, говорит источник в Министерстве обороны. При этом количество собственно боевых кораблей не будет превышать 3–5 единиц, добавляет он, остальное составят десантные корабли и вспомогательные суда (буксиры, танкеры, суда снабжения, разведывательные и спасательные суда). Эскадра разделена на несколько тактических групп, а ее официальной задачей, как заявил в начале июня президент Владимир Путин, будет борьба с терроризмом и пиратством.

До 1991 г. в Средиземном море постоянно присутствовала 5-я оперативная эскадра ВМФ СССР, основной задачей которой было противодействие 6-му флоту США в рамках противостояния эпохи холодной войны и поддержка советских союзников. При этом, в отличие от флота США, полноценной военно-морской базы в Средиземном море у СССР не было, а для ремонта, отдыха экипажей и пополнения запасов использовались порты Сирии (где был развернут пункт в Тартусе), Югославии и Алжира.

Между тем в понедельник министр иностранных дел Кипра в интервью радио «Голос России» не исключил, что готовящееся соглашение с Россией о сотрудничестве в области обороны позволит российским ВВС использовать аэропорт в кипрском Пафосе. В настоящее время корабли российского ВМФ уже имеют право заходить для пополнения запасов в кипрский порт Лимассол. По словам источника в Минобороны, речь не идет о создании военной базы. Россия получит право на посадку и обслуживание в аэропорту Пафоса своих военно-транспортных самолетов, которые могли бы менять экипажи или доставлять мелкие запчасти российской средиземноморской эскадре, корабли которой могут заходить в Лимассол.