Андрей Бородин получил политическое убежище в Англии

Экс-президент Банка Москвы Андрей Бородин получил политическое убежище в Великобритании. Он говорит, что сумел убедить британские власти, что за его преследованием стоит премьер Дмитрий Медведев
Статус политического беженца не гарантирует сохранности британских активов; Фото ADRIAN DENNIS/AFP
Статус политического беженца не гарантирует сохранности британских активов; Фото ADRIAN DENNIS/AFP

На днях власти Великобритании предоставили бывшему президенту и совладельцу Банка Москвы Андрею Бородину политическое убежище, рассказал «Ведомостям» он сам. «Мои адвокаты подали заявление на предоставление политического убежища в министерство внутренних дел Великобритании, указав, что осуществляемое в России преследование против меня и моих коллег политически мотивированно, – рассказал Бородин. – За этим стоят интересы политиков, включая бывшего президента Дмитрия Медведева, который и является главным инициатором всех этих преследований и гонений. Мы заявили, что все уголовные процессы, ведущиеся против меня в России, – лишь оружие этого незаконного, политически мотивированного преследования, и британское правительство решило мне убежище предоставить».

МВД Великобритании не комментирует решения по отдельным обращениям, сказал его представитель.

Никто, кроме самого Бородина, не может сказать, дали ему политическое убежище или нет, говорит проживающий в Лондоне бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов: «Значит, скорее всего так оно и есть. Бородин – слишком заметная фигура, чтобы лукавить в этом вопросе. Для него ложь была бы чревата очень серьезными последствиями, в определенных обстоятельствах – даже уголовным преследованием. К тому же это станет известно в ходе суда по экстрадиции».

Бородин не объяснил, как он доказал, что его преследовал Медведев: «Любое лицо, получающее статус политического беженца, должно к заявлению приложить документы, записи и иные доказательства политического характера осуществляемого в родной стране преследования. Мои адвокаты предоставили все необходимые доказательства».

Он долго сопротивлялся поглощению Банка Москвы, но в итоге продал акции банка Виталию Юсуфову, а тот – ВТБ. В апреле 2011 г. Бородин был отстранен от должности президента Банка Москвы, а руководство ВТБ обвинило топ-менеджеров банка в мошенничестве (см. врез на стр. 14). Бородин уехал в Лондон и попросил политического убежища. В конце 2011 г. он в интервью «Ведомостям» сказал, что за историей Банка Москвы стояло политическое решение взять банк под контроль, которое выполняли президент ВТБ Андрей Костин и отец Виталия Юсуфова Игорь, в то время спецпредставитель президента Медведева.

«Юсуфов прямым текстом мне сказал, что действует в интересах и по поручению Медведева, который и принял решение о получении государством контроля над Банком Москвы, – говорил Бородин. – Он [Игорь Юсуфов] всегда выражался достаточно прямо: «Мы создаем для «молодого человека», как он называл президента Медведева, «пенсионный фонд» или «будущую финансовую империю».

Юсуфов-старший это отрицал. Еще в мае 2011 г. он ушел в отставку и сконцентрировался на личных инвестпроектах.

«Обвинение Бородина носит рядовой уголовный характер, лучше всего о нем могут рассказать нынешние владельцы Банка Москвы, так же как и о проблемах, которые существуют у этого банка в связи с деятельностью Бородина», – подчеркнула пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. «К сожалению, практика получения политического убежища, особенно в Англии, свелась к тому, что не важно, что совершил заявитель, не важно, что его разыскивает Интерпол и какого рода уголовное преследование его ждет, – сетует она. – Главное – как можно громче заявить о политическом преследовании, и это будет гарантией получения политического убежища. Если эта информация [о предоставлении Бородину политического убежища] подтвердится, останется только сожалеть, что эта нехитрая схема в очередной раз сработала в Великобритании».

«Банку Москвы не известно о предоставлении Великобританией политического убежища г-ну Бородину, – говорится в ответе банка на запрос «Ведомостей». – Однако, каков бы ни был статус Бородина, Банк Москвы продолжит добиваться возмещения ущерба, причиненного банку предыдущим менеджментом. Банк Москвы направил в правоохранительные органы 54 заявления на общую сумму более 210 млрд руб.».

Представитель ВТБ отказался от комментариев, телефон представителя следственного департамента МВД не отвечал.

По словам источника в МВД, близкого к следствию, если Бородину будет предоставлено убежище, на расследовании уголовного дела против него это никак не скажется, хотя, конечно, может помешать процедуре его экстрадиции и возвращению активов из Великобритании. Само уголовное дело в отношении Бородина и Акулинина в основном расследовано и в последнее время каких-то активных следственных действий по нему не проводится, говорит собеседник «Ведомостей».

Получение статуса политического беженца не дает его обладателю экономического убежища и защиты активов, говорит управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблат. Поэтому, если потерпевшие посчитают, что имеют право на экономическое преследование и отчуждение активов за рубежом, им нужны хорошие юристы, чтобы судиться за такие активы, отмечает юрист.

Статус поможет Бородину при уголовном преследовании (добиться его экстрадиции будет невозможно) и может затруднить для российских властей арест его активов в Англии, говорит Гололобов. «Но вспомните историю с Аблязовым и «БТА банком», – оговаривается юрист. – Казахский банкир быстро получил в Лондоне политическое убежище, но ему это не помогло в судах с «БТА банком», который вел разбирательство по делу о коммерческом мошенничестве, БТА выиграл процесс. Если Банк Москвы пойдет по такому же пути и начнет разбирательство с бывшим менеджером Бородиным в гражданско-правовой плоскости, то убежище ему не поможет. Не защитит оно Бородина и от уголовного преследования в других странах, например в Швейцарии».