Аппетиты региональных чиновников нужно ограничивать

Вопрос о том, сколько средств из госбюджета расходуется на содержание чиновников, всегда волновал экспертное сообщество, представителей средств массовой информации и граждан. Действительно, как справедливо делается вывод во вчерашней публикации  "Ведомостей", возможность сокрытия затрат на региональных чиновников представляется существенной проблемой. Однако попробуем вычленить и другие факторы, объективно характеризующие территориальную дифференциацию таких расходов на аппарат управления.

В настоящее время уже существует действенный инструмент ограничения аппетитов региональных чиновников на финансирование расходов по обеспечению собственной деятельности. Он заложен в статье 130 Бюджетного кодекса и нацелен на дотационные регионы. Аналогичные ограничения бюджетное законодательство налагает и на органы местного самоуправления.

Однако заложенные бюджетные ограничения могут конкретизироваться федеральным правительством достаточно гибко, и даже с учетом того, что существует утвержденная методика расчета предельных значений расходов на государственное управление для региональных властей, реальные требования не только отражают объективные показатели, характеризующие, например, размер региона, но и складываются с учетом ряда субъективных и исторически предопределенных показателей.

Так, очевидно, что конституционная возможность наличия второго и третьего государственных языков в республиках, входящих в состав Российской Федерации, в любом случае предопределяет повышение расходов на государственное управление в этих субъектах по отношению к другим регионам. Необходимость дублирования федеральных структур на региональном уровне иногда вынуждает субъекты федерации создавать маломощные региональные органы исполнительной власти, например, министерства, штатная численность работников которых меньше 20 человек. К сожалению, просто обвинить региональные власти в том, что они действуют нецелесообразно и нерационально, нельзя, поскольку основные усилия руководителей таких пусть даже и почти ничего нерешающих министерств нацеливаются на использование лоббистских возможностей перед аналогичными федеральными органами. Именно поэтому в составе региональных администраций нередко возникает пятнадцать и даже более заместителей губернаторов или заместителей председателя регионального правительства, ведь наличие такой должности – необходимый атрибут для регионального чиновника при хождении по кабинетам различных ведомств в Москве.

В этой связи можно сформулировать следующие общие рекомендации для улучшения ситуации на региональном уровне. Прежде всего, следует активнее внедрять элементы финансового менеджмента в государственном секторе, формируя ответственных и эффективных управленцев бюджетными средствами. При этом, как уже отмечается и в ряде правительственных решений, акцент должен быть сделан на проектном принципе организации деятельности органов власти. Конечно, внедрение новаций в управлении государственными финансами должно сочетаться с продолжением административной реформы, расширением мер по противодействие коррупцию, полноценным внедрением системы аутсорсинга государственных услуг, формированием «электронного правительства», повышением открытости в деятельности органов власти и другими действиями.

Отчасти на это нацеливает и система оценки эффективности деятельности органов власти разного уровня, которая хотя и внедряется в практические действия, но пока слабо связана с бюджетным процессом.

Большинство таких мер уже запланировано Правительством на среднесрочную перспективу. Насколько же успешно удастся их реализовать и какой эффект общество получит от этого мы узнаем уже весьма скоро.