Партнер проекта:
ТМК

Владимир Шматович: «Мы выполняем обязательства перед инвесторами»

Вице-президент ТМК по стратегии об ответственном ведении бизнеса в кризис
Андрей Гордеев / Ведомости

Последние несколько месяцев российский бизнес, в том числе металлургические и энергетические компании, живет в новой реальности. Ограничения на импорт продукции из России, трудности с логистикой и поставками оборудования, серьезное давление на финансовую систему заставили компании из разных отраслей экономики перестроить свои бизнес-модели, сократить или переориентировать производство, найти новые каналы экспорта и импорта. Как эта ситуация отразилась на работе одного из крупнейших производителей труб в России – Трубной металлургической компании (ТМК) и где искать драйверы для роста в новых экономических условиях, в интервью «Ведомости&» рассказал вице-президент ТМК по стратегии Владимир Шматович. 

– В этом году российский бизнес столкнулся с беспрецедентным давлением и ограничениями. Как это затронуло вашу компанию?

– Нашим основным рынком всегда была Россия, поэтому мы оказались в лучшей ситуации, чем компании, которые ориентировались на экспорт. Доля экспортных поставок из России у ТМК с учетом купленных в прошлом году активов Группы ЧТПЗ [до февраля 2022 г.] составляла не больше 20% от общего объема продаж. Так что кардинальных изменений наш бизнес не претерпел. Но, конечно, мы ищем новые рынки сбыта и новых поставщиков оборудования. 

На 34%

до 1,06 млн т упадет в 2022 г. экспорт труб из России из-за снижения поставок в «недружественные» страны (к ним правительство России отнесло страны Европейского союза, США и некоторые другие)

Источник: прогноз Фонда развития трубной промышленности

– Какие сложности с оборудованием? И есть ли проблемы с закупкой сырья?

– С сырьем трудностей нет, поскольку оно у нас полностью российское. 

Что касается оборудования, то основные инвестиции в него были сделаны 7–8 лет назад, сейчас мы больших строек не ведем, поэтому большой потребности в новом оборудовании нет. Есть сложности с поставками отдельных комплектующих, но это единичные проблемы, которые можно решить. Например, какие-то запчасти производятся в России, что-то можно отремонтировать, у нас мощные ремонтные подразделения. Также ищем поставщиков в странах, которые не попали в список «недружественных». 

– На какие внешние рынки вы ориентируетесь сейчас?

– В наших планах – нарастить экспорт в страны СНГ, ТМК традиционно поставляет свою продукцию на эти рынки и готова расширить свое присутствие. Мы давно поставляем трубы в арабские страны, экспортируем нашу продукцию во Вьетнам и Индию. Продолжим и дальше развивать эти направления. Хотелось бы выйти на китайский рынок, но там трубная промышленность и так хорошо развита, так что соперничать с местными производителями сложно.

Владимир Шматович, вице-президент ТМК по стратегии

Родился 18 ноября 1964 г. в Москве.
В 1989 г. окончил Московский финансовый институт по специальности «международные экономические отношения». В 1993 г. – Университет Нотр-Дам (США, штат Индиана). Имеет степень магистра делового администрирования (MBA).
С 1991 по 1995 г. занимал различные должности в банках и финансовых управлениях крупных компаний.
С 1996 по 2006 г. занимал руководящие посты в инвестиционных и промышленных компаниях, в том числе в ОАО «Интеррос», ОАО «ЛОМО», ОАО «Пермские моторы», ОАО «Удмуртнефть», НК «Сиданко», ОАО «Руспромавто».
В 2005 г. перешел на работу в ТМК. Сначала занимал должность заместителя генерального директора по экономике и финансам, а с апреля 2007 г. – заместителя генерального директора ТМК по стратегии и развитию. В 2019 г. назначен вице-президентом ТМК.

Наши трубы соответствуют лучшим мировым стандартам, они очень конкурентоспособны. Мы уверены, что проблем с рынками сбыта у нас не будет. Другое дело, что на нашу продукцию есть высокий спрос внутри страны, поэтому сильно наращивать объемы экспорта нам и не нужно. Мы не гонимся за увеличением объемов производства, в первую очередь нам важно качество. 

– То есть спрос на ваши трубы за последние месяцы не упал?

– Нет. Например, наш основной рынок – нефтегазодобыча. Углеводороды (нефть и газ) пока добываются в том же объеме, что и раньше. А поскольку их добыча все время усложняется, спрос на наши высокотехнологичные трубные решения не падает. Возможно, со временем как-то изменится структура спроса, станут добывать больше газа и меньше нефти или наоборот, но, поскольку наши трубы используются для добычи как газа, так и нефти, мы внутри России чувствуем себя уверенно.

Кроме того, в России сейчас усилился тренд на создание отечественных решений и производств. Это значит, что нужно наращивать объемы производства внутри страны: строить новые заводы, подтягивать к ним инфраструктуру. А любая крупная стройка – это в том числе трубы. Они нужны для обустройства системы водоснабжения, канализации, обеспечения отопления и т. д. Инвестиционная активность по импортозамещению, особенно с привлечением бюджетного финансирования, обязательно приведет к росту спроса на трубы.

/Максим Стулов / Ведомости
– Помимо инфраструктурных проектов есть ли еще какие-то драйверы для роста внутреннего спроса?

– Мы также производим промышленные трубы для машиностроительной отрасли или для нефтехимии, где они, в частности, используются для крекинга нефтепродуктов и синтеза химических веществ. Структура спроса на трубы для промышленности, может быть, поменяется, но мы к этому готовы, у ТМК есть все необходимые разработки и технологии.

– Весь прошлый год прошел под знаком устойчивого развития, но сейчас эта тема как будто отошла на второй план. Пришлось ли вам из-за кризиса сокращать ваши социальные и экологические программы?

– Изменилась скорее форма, чем содержание. Раньше компании упаковывали свою деятельность в красивую обертку ответственного ведения бизнеса, для того чтобы продать эту «конфету» широкой публике и инвесторам. Ведь на европейских и американском финансовых рынках инвесторы смотрят на наличие ESG-отчетности (ESG – совокупность характеристик управления компанией, при котором достигается вовлечение этой организации в решение экологических, социальных и управленческих проблем. – «Ведомости&») компаний, и это становится одним из факторов при принятии решений об инвестировании. Теперь, когда российские компании лишились западного финансирования, смысл в красивой обертке пропал. Поэтому постоянно говорить об ESG больше не нужно.

Но инициативы, связанные с устойчивым развитием, никуда не делись. Мы как направляли значительные средства на экологию, природоохранные мероприятия, так и продолжаем это делать. На одни только природоохранные мероприятия ТМК в прошлом году потратила 3 млрд руб. Все социальные программы мы сохранили. Наш корпоративный университет продолжает работать, а он один из лучших в стране. Так что мы по-прежнему занимаемся повесткой устойчивого развития независимо от формата и внешних обстоятельств. 

– Для того чтобы выполнять взятые на себя обязательства, нужны деньги. Что ТМК делает для сохранения своей финансовой устойчивости?

– Мы сохраняем партнерские отношения со всеми крупнейшими российскими банками, выполняем все взятые на себя обязательства перед сотрудниками и инвесторами. Хотя есть трудности. Например, ЧТПЗ в марте не смог в срок выплатить проценты в размере $6,8 млн по своим долларовым евробондам эмитенту Chelpipe Finance Designated Activity Company, из-за того что Citibank в США заблокировал платежи. При этом средства, для того чтобы расплатиться, у нас есть. 

Трубная металлургическая компания (ТМК)

Была основана в 2001 г. В ее состав входит более 10 крупных производственных площадок в семи регионах России (Владимирской, Волгоградской, Оренбургской, Ростовской, Смоленской, Свердловской и Челябинской областях), а также ряд зарубежных предприятий. Наибольшую долю в структуре продаж ТМК занимают нарезные нефтегазовые трубы. Компания также поставляет специальные трубы и трубопроводные системы для атомной энергетики, продукцию для химической промышленности, машиностроения, строительства и других отраслей.
90,6% акций ПАО «ТМК» принадлежит компании TMK Steel Holding Limited, 9,4% акций находится в свободном обращении на Московской бирже. Выручка ПАО «ТМК» в 2021 г. составила 429 млрд руб.

Мы активно и, я бы даже сказал, креативно взаимодействуем с регуляторами, коллегами и партнерами в России, чтобы найти решение этой проблемы. Например, мы обсуждаем с ними проекты возможных изменений в законодательстве, которые помогут отечественным компаниям выполнить свои обязательства перед иностранными инвесторами. 

– Смогут ли научные разработки стать драйвером развития в нынешней экономической ситуации?

– Они и так всегда были драйвером развития. Мы уже давно активно инвестируем в собственные исследования, у нас внутри компании работает крупное R&D-подразделение (от англ. research and development – «исследования и разработки». – «Ведомости&»). Так что мы не зависим от зарубежных лицензий и патентов, что тоже принципиально важно для стабильной работы в текущих условиях. 

– Какие разработки у вас в приоритете?

– Мы занимаемся поиском технологических решений, позволяющих добывать нефть и газ в трудных условиях, поскольку добыча углеводородов постоянно усложняется, осваиваются все более сложные месторождения. 

Направлений для разработок очень много. Так, мы исследуем новые материалы для изготовления труб, разрабатываем новые технологии бурения, создаем трубы для транспортировки водорода. Водородная энергетика остается перспективной темой, хотя развитие этих технологий сильно зависит от спроса. И тут важна роль государства – будет ли оно заниматься развитием альтернативных источников энергии и стимулировать спрос на них.