Сергей Катасонов: «Сигаретам нужны границы»

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам о борьбе с нелегальным табаком
Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Нелинейная математика акциза

Вы знаете, что из налогов на табак складывается до 5% доходов федерального бюджета? А что поступления в бюджет от табачной продукции примерно вдвое больше, чем от алкогольной? В прошлом году, например, табачная промышленность принесла около 600 млрд руб. в бюджет, крепкий алкоголь – около 300 млрд руб., пиво – еще около 140 млрд руб.

В этих цифрах кроется ответ на вопрос, почему бюджетный комитет Госдумы уделяет такое внимание регулированию табачной отрасли. Отрасль – важный налогоплательщик, и в наших интересах создать такую законодательную базу, чтобы бюджет исправно пополнялся и у страны были ресурсы на социальные проекты.

К сожалению, сейчас поступления от отрасли в бюджет ощутимо меньше, чем могли бы быть. И дело не в том, что у нас низкие налоги. Примерно десятую часть потенциальных поступлений съедает нелегальный сектор – контрабанда, контрафакт, продукция из соседних стран, где налоги значительно ниже российских.

Когда страны Евразэс – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия – подписывали соглашения о едином таможенном пространстве, беспрепятственном движении товаров и открытых границах, речь о подакцизных товарах не шла. Мы не договаривались, что, например, белорусские сигареты будут продаваться в России и доход пойдет в бюджет Республики Беларусь. Но происходит именно так: у нас минимальный налог на пачку – около 60 руб., в рознице сигареты стоят больше 100 руб. и, конечно, не выдерживают конкуренции с продукцией от соседей, у которых цена на нелегальном рынке может быть 40–60 руб. Разница в цене почти в 2 раза толкает людей на преступления и способствует нелегальной торговле. Это отдаленно напоминает историю США 1920-х гг. Тогда политика жестких запретов и ограничений на производство алкоголя привела к росту цен на спиртное и увеличению его потребления на 60% благодаря огромному количеству нелегальных производителей и торговцев.

Именно поэтому вопрос наполнения российского бюджета нужно решать в комплексе. Нельзя взять и просто увеличить размер акциза на 20% и из 600 млрд на следующий год получить 720 млрд руб. налогов. Линейная математика здесь не сработает. Если мы поднимем ставку налога, автоматически рост [доходов бюджета] не произойдет. Стоимость российских сигарет вырастет, разрыв [в стоимости пачки] с соседями увеличится, и спрос еще больше сместится в сторону нелегального продукта. Мы получим уже не 10–15%, а все 20% нелегальной продукции. Прирост налогов увидит не Россия, а другое государство.

Гармонизация и наказание

Как решать эти проблемы? Комплексно и по всем фронтам. Для начала – сгладить ценовой разрыв [в стоимости пачки] с соседями, с которыми у нас нет таможенных границ. В этой сфере сделан действительно важный шаг: 17 ноября Госдума приняла закон о ратификации соглашения о гармонизации ставок акцизов в ЕАЭС до 2024 г., этот закон был одобрен Советом Федерации и подписан президентом. Соглашение подписано, и это основание требовать от наших партнеров, чтобы они поднимали акцизы, стремились к гармонизированной политике. Если у нас сейчас налоги в пачке составляют 64 руб., то и в Белоруссии должно быть так же. Пусть 55 или 50 руб., но не 16 руб. Это приводит к огромной разнице в розничных ценах в двух странах, сегодня дешевые белорусские сигареты стоят примерно на 70 руб. меньше российских.

При этом, несмотря на подписанное и ратифицированное Республикой Беларусь соглашение о гармонизации ставок акциза в ЕАЭС, эта страна не спешит повышать налог. В следующем году Белоруссия рассматривает повышение акциза на 10–15%, в то время как для достижения к 2024 г. определенной в соглашении цели следует увеличивать ставки акциза на дешевую белорусскую продукцию минимум на 50% ежегодно. Очевидно, что вопрос повышения акциза на дешевые сигареты в Белоруссии должен быть решен на самом высоком уровне межгосударственного взаимодействия. Стоит вспомнить опыт включения требования о повышении акциза на сигареты в условия предоставления этой стране финансового кредита Антикризисным фондом Евразэс в 2013 г. Раз уж российский бюджет и экономика теряют миллиарды от низкого белорусского акциза, то при предоставлении очередной финансовой помощи Белоруссии мы должны требовать от соседа ежегодно повышать такой акциз темпами, которые как минимум позволят исполнить соглашение о гармонизации к 2024 г., а как максимум – сделать это гораздо раньше.

Гармонизация акцизов – это первое. Второе – это защита собственного рынка. Для этого необходимо, чтобы были приняты два закона, прошедших первое чтение в Госдуме. Первый – о запрете перемещения подакцизных товаров с иностранными акцизными марками по территории России. За нарушением должны следовать жесткие меры и серьезные штрафы. Нынешние 1500 руб. – мертвому припарка. По сравнению с потенциальным доходом контрабандиста это очень мало. Сигаретам нужны границы как минимум в том смысле, что перемещение такой продукции должно отслеживаться, незаконные продажи – пресекаться, а за нарушением законов должно следовать соразмерное адекватное наказание.

Еще один нужный закон – о минимальной цене. Он также прошел первое чтение и, возможно, будет принят в текущем парламентском цикле. Когда на сигареты, как и на крепкий алкоголь, появится закрепленная минимальная цена, у потребителей будет очевидный критерий, чтобы отличить легальный продукт от нелегального. Минимальная цена отчасти снизит доступность сигарет и будет способствовать отказу от курения. Правоохранительные органы смогут сами подсчитывать размер потенциального ущерба в случае конфискации товара. Это важный критерий для определения меры ответственности за преступление. Как ни парадоксально, сегодня формально его посчитать нельзя, потому что указанная на пачке цена не равна сумме ущерба.

Плюс нужно наводить порядок с оборудованием, на котором производят нелегальные сигареты. Как это устроено сейчас? Полиция закрывает подпольное производство, конфискует машины и станки, но уничтожить их не может, поскольку они не принадлежат организации, выпускавшей подделки. Чаще ими владеет некое юридическое лицо, которое просто сдает их в аренду. Эта организация законы не нарушала, и полиция вынуждена вернуть ей все машины. Через месяц они оказываются в аренде у других производителей контрафакта. В алкогольной отрасли по-другому. Там и производственные мощности, и нелегальная продукция подлежат уничтожению независимо от того, кому принадлежат.

Отрасль без закона

Сложилась поразительная ситуация: у такой крупной отрасли, у значимого налогоплательщика нет отдельного закона. Есть закон об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма, но его фокус – на борьбе с курением. Отдельного закона, который рассматривал бы отрасль как важного участника экономических процессов, не существует. У алкогольной отрасли такая законодательная база есть, и это помогает решать множество проблем и вопросов, таких как уничтожение контрафактной продукции и оборудования для ее производства, регистрация оборудования, лицензирование.

Если смотреть на отрасль только с одной позиции, могут возникнуть перекосы. Возьмем, например, предложение Минздрава о введении обезличенной упаковки сигарет. Здравое начинание с позиции заботы о здоровье – одинаковые пачки с неприятными изображениями, возможно, снизят привлекательность курения среди молодежи. Но с позиции нелегальной продукции можно даже ожидать обратного эффекта. Если все пачки одинаковые, то как отличать подделку? Выпускать и продавать их будет легче.

Так же неверно делать ставку только на одну технологию или решение для борьбы с нелегальным оборотом сигарет. Повторю: нужен комплексный подход. Например, маркировка пачек специальными QR-кодами. Очень эффективный инструмент для борьбы с нелегальным оборотом сигарет и очень полезный для производителей: система позволяет им видеть, в каких регионах продукция продается, какие остатки есть в ритейле. Это помогает планировать производство по маркам, объему и логистике. Но и у этой системы есть одно ограничение: она работает только с легальной продукцией. Те, кто с машин на рынке продает белорусские сигареты, не держат при себе сканеры QR-кодов. Поэтому только лишь один механизм маркировки не способен решить проблему нелегальной торговли сигаретами.

Российскому рынку нужно системное решение, которое охватывает все аспекты: взаимоотношения с соседними странами, маркировка, внутренняя акцизная политика, минимальная цена, меры для защиты рынка. Когда все эти меры будут приняты, только тогда мы увидим реальный результат. &