Как институты развития создают условия для притока частного капитала

И как найти баланс между интересами власти и бизнеса
PhotoXpress

Баланс между интересами власти и бизнеса найти всегда непросто. Компании и инвесторы в первую очередь ориентированы на прибыль, государство же прежде всего работает на гражданина и выполнение его запросов. Совместить два этих вектора, создать условия для притока частного капитала в приоритетные для государства сферы и проекты – задача институтов развития. Они действуют по всему миру: в России (где ВЭБ теперь не только банк развития, но и координатор еще десятка институтов развития), Германии и Норвегии, КНР и Бразилии. Одних лишь банков развития, в числе которых работающие в макрорегионах (Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и банк БРИКС), несколько сотен.

Государственные институты играют важнейшую роль и в инновационном процессе, пишет экономист Марианна Маццукато в книге «Ценность всех вещей. Создание и изъятие в мировой экономике». Зачастую именно они помогают в реализации высокотехнологичных, сложных инфраструктурных решений, социальных и образовательных программ.

От восстановления до развития

Один из первых банков развития – Государственный фонд сбережений (сейчас – Депозитно-сберегательная касса, CDC) создал в 1816 г. во Франции Людовик XVIII для восстановления национальной экономики после наполеоновских войн.

Бум создания современных зарубежных банков развития пришелся на середину XX в., что было связано с послевоенным восстановлением и модернизацией промышленности. Так, созданный более 70 лет назад немецкий государственный банк развития (Kreditanstalt für Wiederaufbau, KfW) занимался восстановлением экономики Западной Германии и участвовал в реализации плана Маршалла, направленного на восстановление всей Европы после Второй мировой войны. Сейчас KfW содействует правительству Германии в помощи развивающимся странам – в Африке, Азии, Латинской Америке и Восточной Европе (у него представительства в десятках стран мира). Он поддерживает проекты в сфере здравоохранения, занятости, защиты окружающей среды и климата.

Банк развития Китая (China Development Bank, CDB) помог построить крупные инфраструктурные проекты. Например, ГЭС «Три ущелья» (около 203 млрд юаней, или $30,5 млрд) и Шанхайский международный аэропорт Пудун (около 20,6 млрд юаней, или $3,18 млрд).

Шанхайский международный аэропорт Пудун /Wikipedia

А венчурные фонды и фонд господдержки предпринимательства Yozma в Израиле позволили стране совершить настоящую научную революцию. За 10 лет (с 1991 по 2000 г.) венчурные инвестиции в Израиле выросли, по данным его министерства финансов, почти в 60 раз. А расходы на исследования и разработки в стране увеличились с 2,5% ВВП в 1995 г. до 4,4% в 2007 г. – это уже данные Организации экономического сотрудничества и развития.

Впрочем, наиболее известный в мире банк развития – группа Всемирного банка, состоящая из пяти международных организаций. В их числе Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация развития (МАР). Только в 2020 финансовом году МАР выпустила облигации на $5 млрд для поддержки беднейших стран мира, которые столкнулись с серьезными трудностями из-за COVID‑19.

Светлана Ячевская, зампред ВЭБ.РФ – член правления

Проекты социального воздействия – это новый финансовый инструмент не только для России, первый подобный проект стартовал в Англии всего 10 лет назад. Проекты социального воздействия должны стать дополнительным механизмом к существующей системе финансирования социальной сферы и давать возможность бюджетам всех уровней использовать альтернативный инструмент. Дело в том, что сейчас государство тратит основные деньги на процесс – обучение детей, лечение пациентов, помощь нуждающимся, – а результат не всегда сопоставляется с затратами. В проектах социального воздействия именно результат – ключевой параметр. Работает это так: государство заключает соглашение с инвестором, который за собственные средства оказывает социальные услуги населению. Государство вернет ему инвестиции только при достижении оговоренных результатов – улучшении качества образования, оказании медицинской помощи и проч. Это приведет к более эффективному расходованию бюджетных средств и позволит отработать механизмы, способные к масштабированию. ВЭБ – институт развития, он должен приносить в экономику то, что может изменить жизнь людей. Мы помогаем с обоснованием проектов и сопровождаем их на всех этапах – от старта до завершения. При поддержке ВЭБа уже запущено пять проектов в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты. В проработке еще пять.

Залатать дыры

Институты развития нужны для устойчивого экономического роста и диверсификации экономики, они позволяют преодолеть провалы рынка, т. е. решить задачи, которые нельзя оптимально реализовать рыночными механизмами, пишет Минэкономразвития на сайте. ВЭБ.РФ (ранее Внешэкономбанк) работал еще со времен СССР, одним из первых российских институтов развития стал Фонд Бортника, созданный в 1994 г. для оказания финансовой поддержки молодым инноваторам и малым предприятиям.

К концу 2020 г. в стране было более 40 институтов развития. В их числе Дом.РФ (ранее Агентство ипотечного и жилищного кредитования), «Росагролизинг», РВК, «Роснано» и фонд «Сколково». Еще около 200 региональных организаций выполняют те же функции, что и институты развития, писало Минэкономразвития.

Однако крупнейший институт развития – ВЭБ.РФ. Его активы в 2020 г. составили 3,406 трлн руб. (плюс 6,7% к 2019 г.). В планах корпорации – ежегодно выдавать кредитов на 850 млрд руб. против среднего в прошлые годы показателя в 300 млрд руб., говорил глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

Впервые за пять лет госкорпорация закончила 2020 г. с чистой прибылью в 8,4 млрд руб. (против убытка в 59,2 млрд руб. годом ранее).

«ВЭБ в первую очередь занимается бизнесом. Но бизнесом, который выполняет большую государственную задачу. Ответственность этого бизнеса – в выстраивании партнерств», – говорил Шувалов, выступая перед членами Совета Федерации 23 апреля. В частности, приводит он пример, корпорация создает дополнительные возможности участия в проекте для банков. В партнерстве с ними ВЭБ.РФ финансирует масштабные инфраструктурные, промышленные, социальные проекты, а также проекты для укрепления технологического потенциала страны.

И банк, и клиенты, принимая решение об участии в проекте, ориентируются на максимизацию экономической эффективности проекта и скорейшую его реализацию, говорит первый вице-президент Газпромбанка Александр Ушков. По его словам, сейчас Газпромбанк и ВЭБ.РФ обсуждают более 30 совместных проектов на 10 трлн руб.

Для совместных с банками проектов у корпорации есть специальная программа – Фабрика проектного финансирования. 

Это не просто новый инструмент для развития рынка проектного финансирования, но и механизм, дающий дополнительные преимущества при реализации инвестпроектов, говорит вице-президент Сбербанка Ольга Харламова. Это, например, отдельный транш на уплату процентов и возможное превышение на инвестиционной фазе проекта, называет Ушков преимущества для компаний-участников.

Для банков это возможность разделить риски по проекту, снизить нагрузку на капитал за счет особого порядка расчета достаточности капитала и формирования резервов по кредитам и займам, предоставляемым в рамках фабрики, отмечает старший вице-президент, директор департамента по работе с клиентами корпоративного и инвестиционного блока банка «Открытие» Екатерина Чиркова.

Участники дополняют друг друга с учетом своего опыта в финансировании сложных, в том числе инфраструктурных, проектов, подчеркивает представитель ВТБ.

Не только инфраструктура

В планах на ближайшую перспективу ВЭБ.РФ проекты с высоким экспортным потенциалом, развитие промышленного производства, высокотехнологичные, в том числе в области водородной энергетики и сетей нового поколения, масштабный проект всероссийского значения по строительству 1300 школ (в партнерах по проекту «Сбер» и группа «Просвещение»). Правительство назначило госкорпорацию оператором проектов социального воздействия. Первый из них – образовательный проект в Якутии, направленный на повышение результатов учеников школ. «Механизм проектов социального воздействия соединяет в себе частную инициативу, привлечение внебюджетных инвестиций и, самое главное, нацеленность на конкретный эффект. Это новые технологии решения социально значимых задач», – цитировала корпорация заместителя председателя ВЭБ.РФ Светлану Ячевскую. В настоящее время при поддержке ВЭБ.РФ уже реализуется четыре таких проекта, на старте – еще шесть.

Проект социального воздействия «Повышение образовательных результатов учащихся Республики Саха (Якутия)» /ВЭБ.РФ

В апреле у ВЭБ.РФ появились новые стратегические направления, в том числе поддержка проектов, нацеленных на создание суперотраслей для технологического прорыва, и проектов инфраструктуры будущего, которые помогут развивать агломерации.

Сердце реформы

В 2020 г. правительство решило реорганизовать систему институтов развития. «За последние годы появились новые вызовы, которые требуют существенной корректировки их работы и перспективных планов. Наш анализ показал, что деятельность институтов, по сути, слабо увязана с новыми национальными целями развития», – говорил премьер-министр Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами 23 ноября 2020 г. (цитата по ТАСС).

К тому же у ряда институтов развития не было единых механизмов управления, а их функции серьезно пересекаются с функциями федеральных органов исполнительной власти и коммерческих компаний. Поэтому правительство решило объединить несколько институтов развития, ликвидировать восемь, распределив их функции между федеральными органами исполнительной власти и ВЭБ.РФ. А на базе ВЭБа создать крупный инвестиционный блок, передав под его управление Российский экспортный центр, государственное экспортно-кредитное агентство ЭКСАР, «Роснано» и четыре фонда, включая «Сколково» и др.

«При поддержке ВЭБ.РФ перед инновационными компаниями «Сколково» открываются широкие возможности внедрения и масштабирования передовых технологических решений в сфере образования, медицины, энергетики, безопасности, транспорта, технологий искусственного интеллекта, которые окажут значимое влияние на цифровую трансформацию экономики», – уверен представитель фонда.

К 1 июля ВЭБ.РФ планирует представить проект стратегии развития до 2024 г. Новая бизнес-модель ВЭБ.РФ позволит при наличии капитала и ликвидности реализовать инвестиционные проекты на 10 трлн руб. к концу 2025 г., говорил Шувалов. «Изменения с участием ВЭБа наиболее существенные и фундаментальные с точки зрения масштабов их влияния на экономику страны и эффективность вовлечения институтов развития», – написано в отчете международного рейтингового агентства Moody’s за 2020 г. &