Партнер проекта:
Авито

Как кризис помогает компаниям нарастить продажи

Веб-камеры, настольные игры и бани — какие продавцы побороли снижение спроса
PhotoXpress

Индекс деловой активности малого и среднего бизнеса (МСБ) – RSBI (Russia Small Business Index) в апреле достиг минимальной отметки за всю историю наблюдений (т. е. с III квартала 2014 г.), показало совместное исследование общественной организации «Опора России» и Промсвязьбанка. Это неудивительно: 80% российских предприятий МСБ зафиксировали в апреле 2020 г. снижение спроса на свои товары и услуги, следует из проведенного ими опроса более 1600 компаний.

Из-за быстрого распространения опасного коронавируса COVID-19, впервые обнаруженного в декабре 2019 г. в Китае, президент Владимир Путин объявил период с 30 марта по 11 мая нерабочими днями с сохранением зарплаты. Параллельно регионы стали вводить режим повышенной готовности. Он предусматривает самоизоляцию людей и ограничение работы большинства предприятий, включая рестораны, фитнес-клубы, салоны красоты. Кто может, должен перейти на удаленную работу. После 11 мая регионы начали постепенно смягчать ограничительные меры. 

Больше всего из-за пандемии пострадал малый бизнес. В компаниях с численностью сотрудников до 100 человек негативные последствия ощутили 87% опрошенных, тогда как в компаниях со штатом более 100 человек – 78% респондентов, показал опрос 1500 предпринимателей, который в конце марта 2020 г. провел аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Среди наиболее пострадавших отраслей опрошенные НАФИ называли общественное питание, туризм, торговлю и сферу обслуживания. 

Помощь для малого бизнеса

81,2 млрд руб.
в 2020 г. собирается выделить правительство России из федерального бюджета на субсидии МСБ из отраслей, пострадавших от коронавируса. К таким отраслям государство относит общественное питание, организацию досуга и развлечений, туризм, гостиничный бизнес и т. д. Для того чтобы получить субсидию, компании с апреля могут уволить не более 10% сотрудников.

Но даже в кризис нашлись те, кто зафиксировал рост выручки. Среди опрошенных EY в апреле было 6% таких компаний (в опросе участвовало более 230 российских компаний малого, среднего и крупного бизнеса; период с 24 по 30 апреля 2020 г.).

«Ведомости&» и торговая площадка «Авито» решили изучить, какие сегменты рынка товаров и услуг росли во время эпидемии. 

Техника с дисконтом 

Спрос на веб-камеры в апреле – мае увеличился в 12 раз, на клавиатуры и мыши – в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., подсчитали эксперты «Авито». Офисные сотрудники массово перешли на удаленную работу, поэтому потребовалось доукомплектовать домашние компьютеры и ноутбуки, объясняют они.

Рост расходов клиентов на покупку техники заметил Сбербанк: 18–24 мая траты россиян на компьютеры и программное обеспечение выросли на 77,1% год к году, траты на бытовую технику и электронику – на 11,6%.

/Евгений Разумный / Ведомости

Продажи челябинского магазина дисконт-техники MobiTrade в апреле – мае увеличились на 25–30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказывает владелец магазина Вадим Карпенко. MobiTrade продает бывшие в употреблении и уцененные телефоны преимущественно старых моделей. «Во время пандемии наш магазин работал, поскольку оказался в категории «продажа средств связи» – на нее [по распоряжению правительства Челябинской области] самоизоляция не распространяется», – рассказывает Карпенко. При этом в апреле – мае компания в 2 раза увеличила ассортимент (это были плановые поставки) и стала давать больше рекламных объявлений, в том числе на «Авито».

Спрос подогрела не только реклама, уверен Карпенко. «Кризис работает на нас: у людей падают доходы, поэтому потребители ищут, где можно приобрести необходимые им товары со скидкой», – объясняет он.

В 8 раз

выросло количество россиян, перешедших на удаленную работу во время эпидемии. По данным опроса ВЦИОМа и Social Business Group, до пандемии в России удаленно работали 2% россиян, а к 30 апреля – уже 16% (полностью или частично).

Игры как лекарство от скуки

Во время эпидемии россияне также стали тратить больше денег на развлечения. Спрос пользователей «Авито» на компьютерные игры вырос в 6 раз, на настольные игры – в 3,1 раза, на игровые приставки – в 2,4 раза. В 3 раза чаще пользователи интересовались покупкой спортивных тренажеров, наборов для пейнтбола и страйкбола. 

У владельца двух магазинов игровых приставок и видеоигр «Киборг» во Владимирской области Олега Наливкина в первые дни самоизоляции продажи были в 3 раза больше, чем в аналогичные дни до пандемии. Из-за ограничений магазины работали как пункты выдачи заказов, а предзаказы клиенты могли сделать только через интернет: на «Авито», в соцсетях «В контакте» и Instagram, на сайте компании.

«Первая неделя самоизоляции, с 30 марта по 5 апреля, была по спросу как предновогодняя, когда продается все, что не удается продать за целый год, – вспоминает Наливкин. – Люди сели по домам и не знали, чем себя занять. А мы нашими видеоиграми спасли их от скуки. Но ажиотаж очень быстро прошел, и, чтобы поддержать спрос, мы начали активнее давать рекламу магазина в интернете».

В рекламе предприниматель сделал акцент на возможность заказать товар с доставкой. «Киборг» отправляет товары с помощью «Авито Доставки», а также сотрудничает с другими курьерскими службами. В пределах Владимира сотрудники магазина сами развозят заказы клиентам. «У нас и раньше была возможность заказать доставку, но во время самоизоляции она прибавила примерно 20–25% по сравнению с тем, как это было до эпидемии, – говорит Наливкин. – Заказы делают клиенты из разных регионов России, поскольку в нашем магазине есть дефицитные модели приставок, пользующиеся большим спросом».

/Pxhere

Строителей не хватает

На самоизоляции россияне стали на 80% чаще интересоваться покупкой садовой техники и стройматериалов, свидетельствуют данные «Авито». Тенденцию подтверждает представитель сети магазинов для дома и дачи «Леруа Мерлен». По его словам, с начала года прирост продаж дачных принадлежностей у ритейлера в каждом месяце составил более 20% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. В «Леруа Мерлен» считают, что на самоизоляции люди больше времени посвящают обновлению интерьера и исправлению недоделок в квартирах. Помог в этом году и ранний приход весны, из-за которого россияне начали подготовку к дачному сезону на три недели раньше срока, говорит представитель «Леруа Мерлен».

/Ярослав Чингаев для Ведомостей

Более 15% абонентов МТС покинули Москву в период с 25 марта по 8 апреля, свидетельствуют данные сотового оператора. 79% уехавших переместились в Подмосковье, остальные отправились в другие регионы России.

Из-за пандемии вырос спрос на бани, рассказывает владелец компании по строительству и продаже бань «Стройглобал» Георгий Дзамуков. «Стройглобал» доставляет бани по всей России, но преимущественно работает в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Клиентов компания ищет с помощью рекламы в соцсетях, на «Авито», в «Яндексе», Google и на других интернет-площадках. 

«В апреле спрос вырос примерно на 30%. Часть россиян переехала на дачи надолго, поэтому потребность в банях возросла», – рассуждает Дзамуков. Кроме того, люди верят, что баня полезна для здоровья. 

Запрет на въезд иностранцев, введенный 16 марта распоряжением правительства, создал риск дефицита строителей, писал РБК в марте 2020 г. Доля иностранных рабочих на стройках в России составляет до 80%, указывало издание.

Но основная причина роста спроса – отсутствие конкуренции, продолжает Дзамуков. «Из-за закрытия границ к нам из Узбекистана не смогла приехать одна строительная бригада, – говорит он. – Но мы пострадали не сильно, поскольку занимаемся этим бизнесом круглый год и основная часть наших строителей живет в России. А вот к некоторым конкурентам, которые начинают работать только весной, в высокий сезон, бригады не приехали. Поэтому их потенциальные заказы перешли к нам». 

Найти других работников компаниям, по словам Дзамукова, сложно: строительство бань – это популярный бизнес в том районе Новгородской области, где работает его компания. Поэтому спрос на строителей сейчас высокий, объясняет предприниматель. 

Домашние парикмахерские

Продажи некоторых товаров из категории «красота и здоровье» во время эпидемии тоже росли. По данным «Авито», в апреле – мае спрос на фены вырос в 2,3 раза, на бритвы – в 2,8 раза, на биологически активные добавки (БАД) и средства гигиены – в 3 раза. 

Во время пандемии продажи БАДов для укрепления иммунитета выросли почти в 3 раза, натуральных антибактериальных средств – в 2,5 раза (данные «Фитомаркета», официального маркетплейса производителя биодобавок «Эвалар»), подтверждает председатель совета директоров «Эвалара» Наталия Прокопьева. «Распространение коронавируса заставило людей более пристально следить за своим здоровьем», – объясняет Прокопьева.

/Максим Стулов / Ведомости

Повезло с продажами и владелице краснодарского магазина профессиональной косметики для волос Bar Color Елене Вершининой. В ноябре 2019 г. Вершинина открыла розничный магазин, а в феврале начала продавать косметику еще и через «Авито» (и оказалась, по ее словам, почти единственной в регионе) и Instagram. Когда россиян отправили на самоизоляцию, магазин пришлось закрыть, зато количество заказов через «Авито» резко выросло. «Первую неделю люди сидели дома и ждали, что сейчас все закончится и парикмахерские откроются, – вспоминает Вершинина. – Но салоны не открылись, а людям необходимо стричься и красить отросшие корни. Поэтому все начали заказывать средства для ухода за волосами в интернете».

В апреле и мае продажи через интернет обеспечили Вершининой такую же выручку, какую раньше приносил офлайн-магазин. Поэтому предпринимательница решила, что после самоизоляции не будет вновь открывать розничную точку, а устроит пункт выдачи заказов у себя дома, сэкономив таким образом на аренде помещения. Сейчас Вершинина сама развозит заказы по Краснодару, а в другие города отправляет их «Авито Доставкой», «Почтой России» и СДЭК. 

Доставка для малого бизнеса

По прогнозу «Infoline-аналитики», рынок онлайн-продаж товаров повседневного спроса вырастет с 40 млрд руб. в 2019 г. до 135 млрд руб. в 2020 г.

С конца марта по май 2020 г. на одном только рынке онлайн-торговли продуктами питания появилось около 30 новых игроков, включая «Ашан», «Ленту» и «Дикси», подсчитали «Ведомости». Эти компании запустили собственную или партнерскую доставку. 

«Авито» с апреля 2020 г. расширила услугу доставки на индивидуальных предпринимателей (раньше была доступна частным пользователям). За доставку платит покупатель, а для продавца эта услуга бесплатная. Если товар не подойдет клиенту, стоимость доставки компенсирует «Авито». 

Раньше товары, купленные через «Авито», можно было забрать только из партнерских пунктов выдачи заказов (Boxberry, DPD, «Почта России»). Теперь к маркетплейсу подключена курьерская доставка от Dostavista и «Яндекс.Такси», которой могут пользоваться клиенты «Авито» в крупных городах. 

/Евгений Разумный / Ведомости

«Самоизоляция привела к формированию новых паттернов поведения у покупателей: появилась привычка к курьерской доставке и к полностью онлайн шопингу. Даже когда пандемия закончится и все ограничения в России будут полностью сняты, покупатели скорее всего уже не захотят отказываться от приобретенных привычек. Поэтому мы активно развиваем услугу «Авито Доставка», чтобы наши продукты были максимально удобны и полезны как для покупателей, так и для продавцов. Недавно мы запустили курьерскую доставку от «Яндекс.Такси» в 15 крупных городах и расширили возможность отправки товаров «Почтой России» на всю территорию страны. Мы видим активный рост спроса на услугу. В апреле – начале июня количество доставок выросло в 2,5 раза относительно аналогичного квартала прошлого года», – комментирует Алексей Куракин, управляющий директор «Авито Товаров».

По словам руководителя c2c-направления службы доставки Boxberry Екатерины Коноваловой, в 2019 г. количество отправлений с «Авито» у компании выросло на 72% по сравнению с 2018 г. В этом году рост продолжился. «Количество заказов от «Авито» растет ежемесячно, и эта весна не стала исключением, – комментирует Коновалова. – В марте 2020 г. общий объем посылок (самовывоз и курьерская доставка) почти в 5 раз превысил показатели прошлого года, в апреле – в 4,4 раза, в мае – почти в 7 раз».

В целом по компании Boxberry также наблюдается стабильное увеличение числа заказов из интернет-магазинов: в марте рост составил 40% год к году, в апреле – 23%, в мае – 63%. «Мы не получили типичного для мая сезонного спада: из-за пандемии люди отменили отпуска и поездки и остались дома», – говорит Коновалова.