Как сотрудничество в кризис стало выгоднее конкуренции

Выходить из рецессии вместе полезнее и странам, и компаниям
Андрей Гордеев / Максим Стулов / Ведомости

«Ключевой момент сегодня – всеобщность угрозы. Но эта всеобщность заключается не в том, что все экономики пострадали одинаково, а в том, что все они должны начать двигаться одновременно и в одном направлении», – уверены бывший главный экономист МВФ Морис Обстфельд и президент Института мировой экономики Петерсона Адам Позен. Их совместная статья опубликована в апрельском номере журнала Института мировой экономики Петерсона, посвященном выходу из кризиса, вызванного пандемией коронавируса COVID-2019. 

Впервые новый коронавирус был обнаружен в китайском Ухане в начале декабря 2019 г. и с тех пор широко распространился по всему миру (более 5 млн заразившихся, по данным на 28 мая). Чтобы предотвратить развитие пандемии, власти многих стран ввели ограничения на передвижение людей – в начале апреля 2020 г., писал Euronews, на карантине одновременно сидело более 3,9 млрд человек, или половина населения Земли. 

Пострадала и экономика: многие страны приостановили работу не только кафе и магазинов, но и промышленных предприятий (кроме жизненно необходимых). Это приведет к краху экономики, считают аналитики. Самые пессимистичные прогнозы – у рейтингового агентства Fitch и Международного валютного фонда (МВФ): они предполагают падение мировой экономики на 3,9 и 3% соответственно и роста в 2021 г. на 3–4 и 5,8%. В России падение в этом году составит 3,3% ВВП, по оценкам Fitch, и 5,5%, по оценкам МВФ. В 2021 г. экономика вырастет на 2,5 и 3,5% соответственно. В предыдущий раз рецессия в экономике была в 2009 г., когда глобальный ВВП сократился на 0,1% в реальном выражении.

Что означает буква траектории:

V – быстрое падение и столь же быстрое восстановление; 
U – более долгий период низкой экономической активности, но последующие восстановление; 
L – самый пессимистичный сценарий c резким обвалом и последующей депрессией.

Траектория восстановления мировой экономики – в виде букв V, U или L (что означают буквы – во врезе. – «Ведомости&») – будет зависеть от международной кооперации. Мировые лидеры должны отбросить мелкий национализм и возглавить глобальное движение против пандемии, говорит Паола Субакки, профессор Института глобальной политики при Лондонском университете королевы Марии: «Только координация может предотвратить наихудший сценарий развития событий».

В кризис выгоднее сотрудничать…

За последние несколько лет структура международного сотрудничества, созданная после Второй мировой войны, обветшала, как никогда, и во всем мире экономические националисты отдаляют правительства все дальше друг от друга, констатируют аналитики Института мировой экономики Петерсона. Националистические ответы на нынешние общие вызовы не только нанесут коллективный ущерб, но и оставят в наследство повышенное недоверие членов общества друг к другу, отмечают они. 

Потери социального капитала (доверие людей друг к другу и к социальным институтам, государству) будут не менее серьезными, чем потери экономические, отметил в разговоре с «Ведомости&» руководитель исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин. Люди будут пересчитывать оставшихся надежных партнеров, пересматривать отношения друг с другом, к компаниям, к учреждениям, считает он. 

В свою очередь, продуктивные и скоординированные действия стран G20 принесут быстрые результаты в виде спасения жизней и восстановления рабочих мест, а также продемонстрируют мощь глобального сотрудничества, пишут в статье аналитики Института мировой экономики Петерсона. Так, на первых двух встречах лидеров G20 в 2008 и 2009 гг. достигнутые договоренности помогли поставить точку в глобальной экономической рецессии, напоминают они.

У стран есть все возможности для кооперации, уверен директор финансового центра «Сколково» – РЭШ Олег Шибанов. Если удастся совместными усилиями найти вакцину от коронавируса, то восстановление экономик пройдет быстрее. И хотя это идет вразрез с рыночными принципами (компании должны зарабатывать на изобретении лучшего продукта), при затяжной пандемии международное сотрудничество может быть выгоднее, чем локальные решения отдельных компаний, рассуждает экономист.

/Андрей Гордеев / Ведомости

Пандемический кризис сильнее всего бьет по здоровью населения и человеческому капиталу, а ведь именно он самый важный для восстановления экономики ресурс, рассуждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: «Огромное значение сейчас приобретают любая взаимопомощь и ощущение, что ты не один на один со своими проблемами».

Но есть проблема во взаимном недоверии между странами, которое развивалось еще до кризиса, пишут Обстфельд и Позен в статье. Вернуть доверие – значит отказаться от торговых войн и запрета на экспорт отдельных медицинских товаров (он, например, был введен в начале пандемии в Евросоюзе), обмениваться знаниями и разработками в развитии здравоохранения и лечении COVID-19. Если страны не смогут преодолеть взаимную подозрительность, то пострадают от этого сами: умрет больше людей, не выберутся из кризиса многие жизнеспособные предприятия и рабочие места. Участники G20 уже принимают многие меры внутри своих стран, например выделяют финансовую помощь, но, для того чтобы избежать глобального экономического коллапса и спасти жизни людей, этого недостаточно, сокрушаются ученые. 

Bloomberg оценивает: государства в сумме выделяют для помощи экономике $8 трлн (без учета помощи от центральных банков). Это порядка 10% глобального ВВП. Но помощь распределяется неравномерно – согласно данным МВФ, около 60 стран с суммарным населением более 2 млрд человек не смогли найти даже нескольких миллиардов долларов для дополнительных расходов бюджета. В России, по подсчетам The Bell, людям и бизнесу государство выделило 3 трлн руб. ($42,3 млрд по курсу на 21 мая), или 2,6% ВВП. Для быстрого восстановления необходима одновременная поддержка спроса в разных странах, подтверждает Шибанов. 

/Максим Стулов / Евгений Разумный / Ведомости

...и бизнесу тоже

У компаний не так много возможностей кооперироваться, считает Суслина, но примеры есть. Так, некоторые малые предприятия объединяются для «борьбы за жизнь» и формируют площадки по сбору средств, другие – объединяют усилия, например организуя общую доставку сопутствующих товаров и т. п. Кооперация помогает распределить издержки, экономить на расходах и обмениваться клиентской базой, а также перенастроить производство на массовый выпуск продукции (пример – ресторанные коллаборации), перечисляет профессор РАНХиГС Александра Кочеткова. Вместе компании могут работать с крупными и ранее недоступными клиентами и выходить на новые рынки за счет синергетического эффекта, говорит она. В свою очередь, прерывание цепочек взаимоотношений между партнерами почти в половине случаев приводит к тому, что экономические субъекты сами не могут исполнять обязательства, указывает социолог «Левада-центра» Степан Гончаров.

В социологии известно: во время кризисов усиливаются горизонтальные связи, которые компенсируют рушащиеся рыночные механизмы, отмечает социолог Григорий Юдин, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук – Шанинки. В пример он приводит экономику стран бывшего социалистического блока на стыке 1980-х – 1990-х гг. Оказавшись в новой реальности, домохозяйства объединялись в сети обмена натуральными продуктами, а компании, став частными, продолжали использовать прежние промышленные связи для снижения неопределенности. Но появятся ли механизмы взаимной поддержки в нынешнем кризисе, говорить пока рано – он толком не начался, заключает Юдин. 

Между тем за рубежом, где сотрудничество бизнеса более развито, уже появляются его новые формы, говорит член генерального совета «Деловой России» Павел Гагарин. Например, компании объединяются в товарищества взаимного кредита: фирмы со свободными средствами бесплатно кредитуют тех, кому деньги необходимы для поддержки бизнеса. Кредиторы помогают в надежде на то, что те их тоже поддержат тогда, когда им самим понадобятся деньги. 

Правда, пока попытки разных компаний делать новый бизнес друг с другом вряд ли помогают преодолеть кризис, считает Шибанов: взаимопомощь компаний никак не компенсирует снижение доходов конечных покупателей и деловой активности.