Экономика комфорта

Что выигрывают мегаполисы от инвестиций в инфраструктуру
Максим Стулов / «Ведомости»

Взрывной интерес к урбанистической культуре, возникший в последние годы во всем мире, связан с тем, что в мегаполисах сосредоточился основной экономический и человеческий потенциал, который способен обеспечить дальнейшее развитие, объяснял главный экономист The Boston Consulting Group (BCG) Кристиан Кетельс, выступая на Moscow Urban Forum (MUF) летом 2018 г. Анализ экономики 140 стран мира, который провела BCG, показал: пока в среднем 25% рабочих мест каждой страны расположено в крупнейших городах, но почти 60% новых рабочих мест, созданных за последние 5–6 лет, находится именно там.

Города играют важнейшую роль в современном мире и являются двигателем мировой экономики, указывает старший партнер McKinsey Штефан Кнупфер во введении к исследованию транспортных систем 24 крупнейших мегаполисов, которое провела компания.

При этом перед всеми крупными городами встают одни и те же проблемы: растущее неравенство, адаптация к изменению климата, цифровизация городов и внедрение новых механизмов управления, говорит изданию «Ведомости&» Габриэль Ланфранчи, директор программы развития городов CIPPEC, основатель программы MetroLab в Массачусетском технологическом институте (MIT). Для их решения мегаполисам важно обмениваться опытом и лучшими практиками, отмечает он. И радует, что Москва активно включена в этот процесс, подчеркивает Ланфранчи.

Российская столица стабильно входит в десятку мегаполисов с самой развитой инфраструктурой. В ноябре международная консалтинговая компания Resonance поставила Москву на 6-е место среди самых комфортных для проживания мегаполисов мира. Ранее McKinsey включила российскую столицу в топ-10 городов с самой эффективной транспортной системой, а PwC определила, что Москва лидирует по комфортности социальной инфраструктуры для жителей среди 14 крупнейших городов мира.

Одна из самых важных и значимых программ, которые сегодня реализуются в Москве, – реновация жилья, говорит руководитель Департамента строительства города Андрей Бочкарев (см. подробнее). Уже утвержден перечень более чем из 300 стартовых площадок с потенциалом строительства свыше 4,5 млн кв. м недвижимости во всех административных округах города. Жилье здесь планируется спроектировать и построить до конца 2021 г.

Кроме этого, продолжает Бочкарев, город строит современные образовательные комплексы, поликлиники, больницы, спортивно-оздоровительные комплексы, стадионы, бассейны, новые культурные объекты: театры, центры культуры и искусств Всего до 2021 г. за счет средств городского бюджета в Москве будет построено около 200 социальных объектов.

PwC по итогам исследования «Пространство города для человека» включила российскую столицу наряду с Лондоном, Парижем, Нью-Йорком, Берлином и Барселоной в группу городов-альтруистов, достигших максимального уровня развития городской инфраструктуры и услуг при рачительном отношении к ресурсам и контролируемом воздействии на окружающую среду. Этим они отличаются от городов-аскетов, обеспечивающих наименьшую нагрузку на среду при сравнительно невысоком уровне доступа к инфраструктуре (Гонконг), городов-эгоистов (потребляющих значительное количество природных ресурсов, но не имеющих достаточно развитой инфраструктуры, покрывающей всю территорию, – Шанхай, Токио, Мехико, Сан-Паулу) и городов-гедонистов, в которых высокий уровень развития инфраструктуры и услуг достигается за счет активного использования ресурсов и значительной нагрузки на природную среду (Сингапур, Сеул, Чикаго).

За свободу передвижения

На качество жизни в мегаполисах, где проживает уже больше половины населения мира, влияет множество факторов, но один из определяющих – уровень развития транспортной системы: какими видами транспорта жители пользуются для ежедневных поездок, насколько быстро, безопасно и комфортно они передвигаются по городу, насколько доступен транспорт с финансовой точки зрения, подчеркивает Кнупфер. Транспортная инфраструктура – главный драйвер развития любого мегаполиса, неоднократно говорил мэр Москвы Сергей Собянин.

Каждый мегаполис считает важнейшей градостроительной задачей решение транспортных проблем, но все действуют с учетом своей специфики.

Так, власти Мадрида сделали ставку на реконструкцию главных городских магистралей. Примером может служить проект реконструкции трассы М30, которая к 2010 г. считалась самой загруженной в Испании. Во время реконструкции 56 из 99 км магистрали убрали под землю, расширив проезжую часть и построив новые развязки. На освободившихся участках и вокруг них разбили парки, бульвары, построили новые жилые комплексы. В результате движение по трассе и пересекающим ее улицам ускорилось, а недвижимость в прилегающих районах стала более престижной, приводят пример авторы исследования «Индекс развития транспортных систем мегаполисов» МГУ им. Ломоносова.

Парки против бедности

Все мегаполисы уделяют много внимания развитию общественных пространств. Развитие городской среды – эффективный способ борьбы с неравенством и преступностью, говорит губернатор Джакарты Бусуки Чахая Пурнама. В этом городе с численностью населения почти 10 млн человек только с 2014 г. построено более 200 новых комплексных парков, в каждом из которых есть детский сад, игровая площадка, медклиника и библиотека.
Программа благоустройства парков – одна из важнейших и для правительства Москвы. За последние семь лет общее число парков в Москве выросло в 2 раза до 550 парков. По данным BCG, Москва занимает 2-е место после Гонконга среди мегаполисов мира по доле парков в городской территории.

Дилемма транспортной политики крупных современных городов: расширение автомобильных дорог позволяет, с одной стороны, увеличить скорость движения по ним, но с другой – приводит к росту аварий. Власти мегаполисов по всему миру пришли к выводу, что в приоритете должна быть безопасность движения, в том числе пешеходного.

Министерство транспорта США одновременно с развитием дорожной инфраструктуры разработало программу, получившую название «дорожной диеты»: инвестиции в сужение дорог с низкой и средней интенсивностью и использование освободившейся части дорожного полотна под велосипедные дорожки и пешеходные тротуары. В результате в крупных городах США количество аварий сократилось на 19%, отмечено в исследовании-индексе.

В Москве тоже произошли существенные изменения в организации движения: в центре сужена ширина полос, по всему городу реорганизовано парковочное пространство, пересмотрены схемы движения на перегруженных участках дорог, установлены дополнительное освещение пешеходных переходов и камеры фиксации нарушений правил. В результате по сравнению с 2010 г. общее количество дорожно-транспортных происшествий в Москве сократилось в 2,5 раза – с 609 000 до 252 000 в 2017 г., а число ДТП с пострадавшими снизилось на 24%, рассказывал Собянин.

Вопрос увеличения транспортной емкости дорог Москва решает с помощью масштабного строительства: за последние восемь лет построено 820 км новых трасс – улично-дорожная сеть выросла на 16%. По числу построенных мостов, эстакад и тоннелей – всего 55 искусственных сооружений – 2018 год стал самым урожайным. Ключевой проект в сфере дорожного строительства – создание крупных связок между столичными районами. Новое транспортное кольцо, образованное Северо-Западной, Северо-Восточной, Юго-Западной хордами и Южной рокадой, после окончания строительства по длине превзойдет МКАД.

/Евгений Разумный / Ведомости

Транспорт для всех

Общая тенденция для крупных городов – смещение фокуса с создания инфраструктуры для легковых автомобилей на развитие велосипедной и пешеходной инфраструктуры, отмечают авторы «Индекса». Например, за последние 10 лет в Нью-Йорке построено более 600 км велосипедных дорожек, а около 60 площадей стали пешеходными.

Число благоустроенных пешеходных зон в Москве выросло с одной в 2011 г. до 360 в 2018 г. и будет увеличиваться дальше, обещают городские власти. Теперь их создают не только в центре города, но и в спальных районах, на которые распространилась программа благоустройства. Протяженность велодорожек увеличилась с 47 км (все они располагались в парковых зонах) до более чем 770 км по всему городу.

Но основной приоритет для большинства мегаполисов – развитие общественного транспорта, в первую очередь рельсового, говорится в исследовании МГУ. Поэтому местные власти, особенно в городах с развивающейся экономикой, делают ставку на развитие метрополитена (подробнее об опыте Москвы см. статью «Транспортный переворот»).

В столице Индонезии Джакарте с 2014 г. реализуется масштабная программа создания скоростной системы общественного транспорта. Это стало одной из основных задач правительства Джакарты, рассказывал в интервью PwC (к исследованию семи городов «От Москвы до Сан-Паулу») губернатор города Бусуки Чахая Пурнама. Главная цель властей – сделать общественный транспорт доступным во всех отношениях, уверял губернатор, без этого нельзя удержать жителей города от покупки автомобиля и уменьшить пробки.

Московские власти преследует те же цели. Активное развитие транспортной сети в последние годы улучшило транспортную ситуацию, но город намерен реализовать максимально эффективные глобальные проекты, рассказывал Собянин. В том числе – строительство Большой кольцевой линии, новых радиальных направлений метро, запуск первых московских центральных диаметров.

Развитие системы столичного метро – один из приоритетных городских проектов, ведь это самый привычный и удобный транспорт, которым пользуются миллионы человек ежедневно, говорит Бочкарев. В 2018 г. построено 17 станций, к 2023 г. должно быть построено еще 55 и в результате метро недалеко от дома получит 90% москвичей, рассказывает он. Станции метро становятся центрами притяжения в новых районах Москвы: именно здесь развивается торговля, появляются социально-культурные объекты и т. д.

Инфраструктурный эффект

Модель устойчивого городского развития предполагает взаимосвязь между созданием инфраструктуры и всеми экономическими процессами в городе, отмечено в исследовании «Управление пространственно-экономическим развитием города» Центра городских исследований бизнес-школы «Сколково».

«Благоустройство города и развитие городской инфраструктуры имеют свою ярко выраженную экономическую целесообразность, – пояснял Собянин. – Дело в том, что чем город более комфортный, тем меньше отток капитала, отток умов, отток молодежи. Это очень важно, потому что <...> мы конкурируем с европейскими городами, китайскими городами, американскими городами, мы должны создать в городе достойную среду, из которой просто не хотелось бы уезжать, хотелось бы здесь жить и работать, учиться, это очень важно».

В комфортном городе люди будут жить, бизнес – работать и генерировать дополнительную налоговую базу и добавочную стоимость, подтверждал мысль мэра президент «Деловой России» Алексей Репик во время выступления на MUF. &

Текст: Татьяна Щукина