Какие инструменты финансирования банки предлагают среднему бизнесу

Более 80% привлеченных ими средств — это кредиты, но есть и альтернативы
Евгений Разумный / Ведомости

Главный финансовый продукт для российского бизнеса – кредиты: на них приходится больше 80% всех средств, привлекаемых компаниями. Какие альтернативы кредитному финансированию развиваются активнее других?

Рынок корпоративных денег похож на американские горки: взлетев на нереальную высоту в конце 2014-го – начале 2015 г., процентные ставки по кредитам последовательно снижались вплоть до осени 2018 г. и достигли исторически низких уровней. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», cредневзвешенная ставка по кредитам малому и среднему бизнесу (МСБ) сроком до года за восемь месяцев 2018 г. снизилась на 1,08 п. п. до 11,4%. По долгосрочным кредитам средневзвешенная ставка в августе 2018 г. составила 10,2% против 11,3% в январе 2018 г.

Какой бизнес считать малым, средним, крупным? Единых критериев на рынке не существует.

ЦБ, который ведет общую статистику финансирования МСБ, разделяет компании на малые и средние в первую очередь по численности персонала: до 100 человек для малого бизнеса и до 250 – для среднего. Еще один критерий ЦБ – доля участия сторонних собственников, не относящихся к МСБ, не должна превышать 49%, госструктур (включая регионы и муниципалитеты) – 25%. И наконец, малый бизнес выручает до 800 млн руб., а средний – до 2 млрд руб.
Для рейтинговых агентств и банков главный и в общем-то единственный критерий – размер кошелька. Но единодушия о лимите между ними нет. Критерии разнятся у разных участников рынка, говорит гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев. В среднем по рынку объем выручки для отнесения компаний к средним может варьироваться, по его словам, от 800 млн до 2 млрд руб., а у некоторых банков – еще выше (так, Райффайзенбанк относит к средним компании с выручкой от 500 млн до 5 млрд руб.).

Но осенью начался обратный отсчет – по всем кредитным продуктам ставки пошли вверх. Заемщики, которые исторически не могли претендовать на самые низкие ставки (как голубые фишки, например), ищут возможности сэкономить, расширяя перечень используемых финансовых продуктов.

Основной канал

Более 80% привлеченных компаниями МСБ средств – кредитные продукты, свидетельствуют данные «Эксперт РА», основанные на опросе участников рынка с выручкой до 2 млрд руб.

«Овердрафты и оборотное кредитование актуальны для покрытия краткосрочных разрывов ликвидности, инвестиционные кредиты и лизинг – для проектов по расширению производственных мощностей», – говорит руководитель управления по работе с предприятиями среднего бизнеса Райффайзенбанка Евгений Богачев.

Выбор подходящего инструмента зависит в первую очередь не от размера бизнеса, а от специфики деятельности компании, напоминает член правления Альфа-банка Денис Осин. Важный нюанс для среднего бизнеса – большинство таких компаний, как правило, не могут предложить качественные залоги. Поэтому средства привлекаются под гарантии учредителей, иногда – под поручительства гарантийных фондов.

Традиционная жалоба заемщиков МСБ – кредиты слишком дороги и часто съедают львиную долю прибыли.

В этом году, по данным ЦБ, средняя по экономике ставка по кредитам до одного года составляла в августе 8,72%, больше года – 9,05%. Для предприятий МСБ ставки заметно выше: 11,38% по коротким кредитам и 10,21% – по длинным. По данным Росстата, рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг в среднем по экономике в 2017 г. составляла 7,5%. Рентабельность малых предприятий в 2016 г. (последние доступные данные) составляла 5%, средних – 5,8%.

Некредитный подход

Кроме кредитов в тройку наиболее популярных у небольших компаний продуктов входят лизинг и факторинг: их доля – 10 и 6% соответственно, свидетельствуют данные «Эксперт РА».

Лизинг и факторинг в портфелях компаний МСБ в последнее время растут активнее, чем кредиты, говорит гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев. «После запуска продукта «Факторинг» (в 2016 г. – «Ведомости&») мы наблюдаем устойчивый спрос на этот вид необеспеченного кредитования», – подтверждает Богачев.

Ценовые условия по факторингу и лизингу близки, продолжает Самиев, но для факторинга сильно зависят от контрагента. «Нередко возникает ситуация, когда у компании нет возможности получить кредит, а лизинг или факторинг – есть», – говорит эксперт.

Ставки по факторингу сейчас находятся в диапазоне от 9 до 20% годовых при средней срочности до 70 дней. «По нижней границе финансирование доступно малым поставщикам крупных компаний, использующим электронный документооборот с клиентами и с самой факторинговой компанией либо банком», – рассказывает исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко. С января 2019 г. к ним добавятся поставщики госкомпаний, работающие на восьми электронных торговых площадках, через которые проводятся закупки.

За 2017 г. объем лизинговых сделок с малыми и средними компаниями вырос на 52%, рост обеспечили в первую очередь программы госсубсидирования, в том числе продаж грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники, а также реализация отложенного спроса, говорит ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Ксения Балясова.

У факторинга такой поддержки пока нет. Его дальнейшее развитие будет зависеть от принятия поправок к закону «О госзакупках», которые откроют законодательный доступ факторингу к сегменту госзаказа, объясняет Балясова. После принятия поправок факторинговые сделки станут не единичными, а массовыми, уверена она.

Доля сделок с МСБ на лизинговом рынке уже составляет, по данным Самиева, примерно 50% от объемов всех новых лизинговых сделок, в факторинге на МСБ приходится 30% объемов. При этом портфели по этим продуктам у банков более качественные, чем кредитные, – доля просроченной задолженности в лизинге и факторинге ниже.

Сами банки заинтересованы в наращивании этих видов финансирования, говорит первый вице-президент Московского кредитного банка (МКБ) Александр Афонин: для них это менее рисковые продукты.

Бал для дебютантов

Еще одна альтернатива классическому кредитованию – выпуск облигаций. В этом направлении рынку еще многое предстоит сделать: пока инвесторы осторожны в отношении эмитентов из МСБ, поэтому с учетом затрат на организацию выпусков облигации могут оказаться дороже кредитов. Вот почему сделок с небольшими эмитентами пока немного.

Дебютные сделки, как правило, требуют большого внимания к маркетинговой составляющей конкретного выпуска, рассказывает Богачев. «В отличие от госбанков, у которых типовые размещения поставлены на поток, мы можем индивидуально подходить к каждому кейсу, – объясняет он. – Мы умеем делать такие сделки под ключ с нуля, консультируем клиента о целесообразности размещения и необходимых действиях, параллельно помогаем в получении кредитного рейтинга облигаций».

С оглядкой на ставку

Но главным фактором для бизнеса все равно остается цена денег. После того как регулятор впервые с 2014 г. поднял ключевую ставку, банки стали пересматривать стоимость своих продуктов. Если рост кредитных ставок продолжится – а предпосылки для этого есть, – мы увидим тренд на минимизацию кредитного плеча и переход на более дешевые документарные продукты финансирования, считает Афонин.

Первые сигналы изменения предпочтений заемщиков банкиры уже заметили. «Первое, что уже проявилось, – клиенты сокращают сроки заимствований (сейчас это в основном кредиты до одного года). Заемщики не хотят фиксировать ставку по кредиту на более длинные сроки. Спрос на долгосрочные инвестиционные кредиты сократился», – говорит Осин из Альфа-банка.

Ориентируясь на изменение конъюнктуры, представители МСБ активно ищут новые продукты. Так, в условиях повышенной волатильности валютных курсов в этом году вырос интерес со стороны клиентов сегмента среднего бизнеса к хеджированию валютных рисков, рассказывает старший вице-президент Росбанка Андрей Пастернак. «Мы фиксируем увеличение объемов форвардных сделок и количества новых клиентов по данному направлению», – говорит он. «Продукт хеджирования валютных рисков стал массово переходить от крупного к среднему сегменту», – соглашается Афонин из МКБ.

В Росбанке считают, что компании, которым требуется оборотное кредитование и рефинансирование действующих обязательств, продолжат использовать кредитные продукты и при повышенной ставке, а вот инвестпроекты (а вместе с ними и спрос на инвестиционные кредиты) компании по мере возможности будут переносить на более благоприятное время, говорит старший вице-президент Росбанка Андрей Пастернак.

Часть клиентов скорее всего начнут переориентироваться на документарные инструменты – гарантии и аккредитивы, полагает Осин.

Рост ключевой ставки охладит спрос на кредитные продукты, но интерес к лизингу и факторингу скорее всего сохранится, считает Самиев. По этим продуктам банкиры будут менять условия менее заметно, чем по кредитам, полагает он. По оценкам «БизнесДрома», выдача кредитных продуктов для МСБ в 2019 г. вырастет на 10% до 6,5 млрд руб. При этом портфель лизингового и факторингового финансирования увеличится на 20% и составит 500 млрд и 250 млрд руб. соответственно.

Быть проще

«Средний бизнес – это flow-бизнес, которому в большей степени требуются транзакционные продукты и финансирование с простой структурой», – рассказывает Пастернак. «Один из самых популярных вопросов у клиентов – упрощение процедуры рассмотрения кредитных заявок: скорость, сокращение количества запрашиваемых документов», – добавляет директор департамента по работе с корпоративными клиентами «БКС банка» Александр Хенкин.

Евгений Богачев соглашается с таким мнением: скорость принятия решения и прозрачность кредитного процесса будут обеспечивать успех в работе со средним бизнесом. &

Текст: Марина Жарких