Курс на космос

Резидент «Сколково» готовится составить конкуренцию Джеффу Безосу из Amazon
Павел Пушкин готовится конкурировать с Джеффом Безосом, Ричардом Брэнсоном и Илоном Маском / А. Гордеев

В 2021 году первых туристов в космос собирается отправить резидент «Сколково» – российская компания «Космокурс», в создании которой могли участвовать совладельцы УГМК.

Основатель «Космокурса» Павел Пушкин устроился на работу в Центр им. Хруничева, еще будучи студентом аэрокосмического факультета МАИ. За 10 лет работы он вырос до замруководителя проектно-исследовательского центра. Занимался модернизацией сверхтяжелой ракеты «Ангара», а после того, как этот проект был завершен, работы в центре поубавилось, и Пушкин начал искать способы применить ракетостроительные навыки в бизнесе. В конце 2013 г. на него вышел увлеченный космосом российский миллиардер из списка Forbes (его имя предприниматель не называет), мечтающий создать в России «многоразовую» ракету. При встрече Пушкин предложил ему отправлять туристов в 15-минутные космические полеты на ракете с отделяемой капсулой. «[Инвестор] мне сразу сказал, мол, я верю в этот рынок, я бы полетел, и мои знакомые бы полетели», – говорит предприниматель.

В мае 2014 г. Пушкин и инвестор ударили по рукам, а в сентябре автор проекта уволился из Центра им. Хруничева и возглавил ООО «Космокурс», в котором 30% принадлежит ему, а 70% – бывшему члену совета директоров Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Александру Тукацинскому. Основной владелец и президент УГМК Искандер Махмудов (с состоянием $4 млрд он занимает 21-е место в российском списке Forbes) участвовал в финансировании проекта «Роскосмоса» «Наземный старт» по запуску частных спутников с Байконура. Forbes со ссылкой на партнера Махмудова сообщал, что тот рассматривает проект с «Роскосмосом» как своего рода форпост, «чтобы быть в тусовке и следить, что происходит в отрасли». Махмудов на просьбу о комментариях, переданную через приемную, ответил отказом, представитель УГМК от комментариев отказался, связаться с Тукацинским не удалось.

Частный космос

Частные космические компании в России появились сравнительно недавно и в основном занимаются производством спутников – это резиденты «Сколково» Sputnix и Dauria Aerospace – и разработкой сверхлегких ракет (резидент «Сколково» «Лин индастриал»).
На российском рынке космического туризма «Космокурс» занял свободную нишу, однако на Западе у компании много конкурентов: Virgin Galactic британского бизнесмена Ричарда Брэнсона уже продала 700 билетов по $250 000 на управляемые полеты в космос на высоту 110 км, которые планируется начать в 2017 г. С 2018 г. отправлять туристов в космос на «возвратных» ракетах с капсулами собирается основатель Amazon Джефф Безос, чья компания Blue Origins уже проводит тестовые запуски суборбитального корабля New Shepard с участием летчиков-испытателей. Не остается в стороне от космического туризма и SpaceX Илона Маска: она планирует в течение четырех лет построить первый космический корабль, который отвезет людей на Марс.

Сумму инвестиций в «Космокурс» Пушкин не разглашает: по его словам, ее хватит на разработку аванпроекта (первого этапа проектирования) «и чуть дальше». Весь проект, по расчетам Пушкина, должен уложиться в $150 млн.

В 2014 г. «Космокурс» стал резидентом «Сколково» – по словам Пушкина, они пришли в инкубатор стартапов самостоятельно, в первую очередь из-за налоговых льгот и административной поддержки. Кроме того, именно знакомые из «Сколково» в свое время познакомили Пушкина с инвестором. Но заявок на гранты от «Сколково» «Космокурс» пока не подавал и не планирует – для космической индустрии суммы слишком малы, говорит он.

Как Гагарин

Для отправки туристов в космос «Космокурс» конструирует стандартную одноступенчатую ракету, наверху которой будет установлена капсула на шесть или семь кресел – для туристов и инструктора. Полет будет полностью автоматическим, поэтому инструктор будет скорее в роли стюарда и экскурсовода, рассказывает Пушкин. Успешный запуск такой «возвратной» ракеты с отделяемой капсулой, но пока без людей совершила 5 октября этого года компания Blue Origins основателя Amazon Джеффа Безоса.

Прежде чем полететь в космос, туристы должны будут пройти медицинское обследование. Чтобы получить разрешение на полет, не обязательно иметь здоровье космонавта, говорит Пушкин, туристы проведут в невесомости всего 5,5 минуты и испытают небольшие перегрузки. «За три дня до пуска они прилетят на космодром, где пройдут окончательное обследование и получат инструктаж, примерят скафандры, выберут кресла, познакомятся с экипажем», – описывает Пушкин. После двух дней предполетной подготовки туристы сядут в кресла, пристегнутся, произойдет запуск двигателя ракеты, и она полетит вертикально вверх. Капсула отсоединяется на высоте 40–60 км за пределами атмосферы, объясняет Пушкин: «Там уже невесомость – люди могут отстегнуться от кресел, полетать по салону в скафандрах, сфотографировать Землю из иллюминаторов».

В апогее капсула достигнет высоты полета Юрия Гагарина – 200 км, после чего начнет опускаться вниз (для сравнения: высота орбиты Международной космической станции (МКС) – около 400 км). При входе в плотные слои атмосферы капсула затормозится двигателями, а ближе к Земле раскроет парашюты и приземлится на расстоянии не более 10 км от места взлета. «Мы мягко садимся, люди выходят, фотографируются, их встречают родственники. Мы поставим экраны и камеры наблюдения в капсулы, чтобы родственники могли все видеть в прямом эфире, это будет шоу!» – говорит Пушкин.

В это время ракета тоже включает двигатели при входе в атмосферу, раскрывает посадочные опоры и садится в заданную точку на ножки. Каждая ракета рассчитана максимум на 10 таких полетов.

«Космокурс» в цифрах

$250 000 будет стоить 15-минутный полет в космос на ракете с отстегивающейся капсулой
$150 млн инвестиций требует проект
700 туристов в год планирует запускать «Космокурс»
5,5 минуты проведут туристы в невесомости на максимальной высоте 200 км
В 2021 г. планируется первый запуск
$1 млрд достигнет объем рынка космического туризма к 2022 г.
$330 млрд – объем мирового космического рынка в 2014 г., 76% которого занимает коммерческая деятельность
Источники: данные компании, Федеральное управление гражданской авиации США, Space Foundation

По словам Пушкина, эта схема полета полностью безопасна: капсула с туристами приземлится в полной сохранности, даже если откажет двигатель или не раскроется один или два парашюта из трех. Даже если ракета взорвется в полете, капсулу успеет отбросить на безопасное расстояние, уверяет основатель.

Весь полет продлится 15 минут и обойдется, по расчетам «Космокурса», в $250 000 с человека – совсем как у Blue Origins, только на высоте 180–200 км вместо 160 км и с возможностью провести 5,5 минуты в невесомости вместо 3 минут. Себестоимость полета Пушкин не раскрывает, но говорит, что $1,5 млн от шести туристов с лихвой окупят расходы на его организацию. Требуемые на проект $150 млн инвестиций он планирует окупить в течение примерно 10 лет после первого полета. «Мы хотим через несколько лет выйти на планку 700 человек в год, а впоследствии расширить комплекс до 1400 человек в год», – рассказывает Пушкин.

2 марта «Космокурс» получил одобрение «Роскосмоса» на разработку аванпроекта и сейчас ждет лицензию на доступ к секретной документации, в которой содержатся требования к ракетно-космической технике. Параллельно Центр подготовки космонавтов по заказу «Космокурса» должен разработать требования к туристам. Компания уже нашла 30 «смежников» для производства различных систем для ракеты и присматривает космодром. У стартапа есть договоренность с полигоном Капустин Яр, но из-за большой загрузки военных, возможно, проект переедет на Байконур либо вовсе построит площадку для запуска с нуля в поле под Волгоградом или Астраханью, говорит Пушкин.

Свободный рынок

Космический туризм стал реальностью в 2001 г., когда американский бизнесмен Деннис Тито совершил первый в истории туристический полет в космос, посетив МКС за $20 млн. Однако поставить эту отрасль на рыночные рельсы пока не удалось – с тех пор на МКС побывало всего семь туристов. Зато с открытием возможностей для суборбитального туризма (полетов без выхода на МКС) в этой отрасли ожидается бум: уже сегодня заявки на полет в космос с Virgin Galactic британского предпринимателя Ричарда Брэнсона составили более 700 человек, а к 2022 г., по данным американской организации Space Foundation, объем рынка космического туризма достигнет $1 млрд.

«Космокурс» создает технологии, которые позволят России занять долю на бурно развивающемся рынке, считает генеральный директор компании по производству спутников Sputnix Андрей Потапов. Однако привлекать инвестиции для частных космических проектов в России по-прежнему тяжело, говорит он: «Такого бума в космонавтике, как на Западе, в России не просматривается – есть скорее отдельные проекты и люди, которые хотят, чтобы эти проекты сложились».

«Космокурс» намеревается отправить первую партию туристов в космос уже в 2021 г. Многие считают, что это невыполнимый план, признается Пушкин. «Но когда я спрашиваю контрактников: «А лично вы успеете сделать свою систему для нашей ракеты к этому времени?», они говорят: «Да». Поэтому я надеюсь уложиться в срок», – говорит предприниматель.&