Президенту нужно действовать
Несколько сильных решений могли бы изменить ожидания в обществеРоссийский фондовый рынок сильно недооценен из-за политических рисков; если бы что-то в словах президента дало возможность поверить, что риск снизился, рынок сразу бы вырос
Экономическая часть выступления президента не произвела впечатления ни на бизнес, ни на комментаторов. Аналитики заметили, что все, что сказал президент Путин, повторяется из послания в послание уже много лет без всяких последствий. Во всяком случае то, что касается улучшения условий для ведения бизнеса. Рынки – и валютный, и фондовый – послание просто проигнорировали. Если бы чему-то из сказанного президентом поверили – поверили не на словах, а на деле, – это было бы сразу заметно. Российский фондовый рынок сильно недооценен из-за политических рисков; если бы что-то в словах президента дало возможность поверить, что риск снизился, рынок сразу бы вырос.
Российская экономика переживает тяжелый кризис, но это не значит, что ничего нельзя сделать. Раз обещания об улучшении условий для бизнеса не помогают – значит, надо, чтобы слова сопровождались конкретными действиями. Недостаточно слов о важности экономики, нужно отменить все торговые санкции – против Европы, Америки, Украины, Турции. Это лучше всяких слов скажет о том, что благосостояние граждан важнее, чем «геополитика». Недостаточно слов о борьбе с коррупцией, нужно уволить – или как минимум отстранить на время расследования – генпрокурора, подозреваемого СМИ в связях с организованной преступностью. Недостаточно слов об улучшении условий для бизнеса, нужно назначить реального, а не номинального премьер-министра.
Премьер-министра, который не просто правильно расставит приоритеты, но и будет достаточно политически влиятелен, чтобы этим приоритетам следовать. При реальном премьере ни министр обороны, ни министр иностранных дел, ни председатель ФСБ не могли бы добиваться решений президента ни по какому вопросу без согласования с ним (и, значит, с министром финансов). Как ни важна внешняя политика или вопросы обороны – в мирное время это вопросы второстепенные по сравнению с экономическими вопросами. Надо понимать, что стране, которая не сможет остановить экономический кризис, не понадобятся ни внешняя политика, ни оборона. При реальном премьере промышленные лоббисты не смогут решать вопросы напрямую в администрации президента – и это будет лучшей поддержкой малого и среднего бизнеса, чем очередной пакет «реформ по улучшению условий ведения бизнеса». Это плохо, когда важнейшие экономические решения принимаются фактически лоббистами напрямую.
Отмена контрсанкций, увольнение высших чиновников, уличенных в коррупции и связях с уголовниками, назначение сильного премьера не решат долгосрочных проблем российской экономики. Но эти меры сразу же помогут изменить ситуацию – в первую очередь в реальном секторе, но также и в головах. Пессимистические ожидания – и населения, и бизнеса – серьезная проблема. Без серьезных усилий по изменению ситуации – пусть небольших, но реальных – эти ожидания не изменятся.
Ситуация не безвыходная. Однако совершенно определенно: одними словами не обойдешься.
Автор – профессор Чикагского университета и НИУ Высшая школа экономики