Ненадежная синусоида будущего
Лидеры конфликтующих стран должны исходить из приоритета неухудшения ситуацииУвы, компромисса в ближайшее время точно найдено не будет, какие бы схемы ни предлагались. США перейдут к блокаде, мы будет искать симметричные ответы.
Теория игр, как известно, во многом строится на том, что результат принятого одним игроком решения целиком зависит от того, какое решение, в свою очередь, примет другой игрок. Поэтому каждый игрок закладывается на возможное поведение контрагента. В ситуации конфликта обычно есть два базовых варианта: шаг к компромиссу или ставка на обострение. И успех стратегии зависит от поведения партнера.
Если бы в текущем противостоянии Запада и России стороны были уверены, что оппонент все же готов к реальным переговорам, это могло бы повлиять на их линию поведения. Однако пока мы видим лишь успешные спекуляции на закрытости намерений другой стороны. Скажем, в Прибалтике на полном серьезе обсуждается возможность российского вторжения. И если попробовать возразить, то в ответ будет использован простой аргумент: «Если русские все же нападут, тогда уже будет поздно».
В России Владимир Путин принимает итоговые решения сам, но все же мнение основных кланов учитывает. А часть элиты, сохраняя безусловное подчинение Путину, все равно проталкивает идею о том, что Запад не успокоится, пока Россию не уничтожит. В этой логике думать надо не о компромиссе, а об упреждающем ударе: «Крым нам точно не простят, так что и стесняться больше нечего». Возможность диалога разбивается об уверенность в склонности оппонента к реализации самого жесткого сценария.
Хотя за май – июль все же найдутся по крайней мере три события, которые можно было бы рассматривать как шаги навстречу. Это майские визиты Джона Керри и Виктории Нуланд в Сочи, а также звонок Путина Бараку Обаме и признательность последнего за российскую позицию по иранской теме. Но в реальности понятно, что это вовсе не начало восходящего тренда, а часть эдакой политической синусоиды – когда стратегия компромисса тут же сменяется агрессивным действиями. Короткая майская оттепель едва не завершилась новой полноценной войной на востоке Украины, а после вроде бы воодушевившего американского президента звонка было и обсуждение трибунала по «Боингу», и новые санкции в отношении России.
Но синусоида еще не самая худшая линия будущего. Пока радикалы все же сталкиваются с отсутствием выдумки. Что, конечно, хорошо. Работают в рамках углубления существующего инструментария, что видно и по последним американским санкциям, и по ответным «казням продуктов». Но желание найти этот креатив не угасает. Вот это плохо.
Мы как-то привыкли к этой синусоиде. И уверены, что колебания не выйдут за пределы установившейся амплитуды. Однако каждый новый уход синусоиды вниз вызывает ощущение, что нового взлета может и не быть. Увы, компромисса в ближайшее время точно найдено не будет, какие бы схемы ни предлагались. США перейдут к блокаде, мы будет искать симметричные ответы. Но все же было бы здорово, если бы наши лидеры исходили хотя бы из приоритетности неухудшения ситуации.
Автор – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности