Жизнь под куполом
Пропаганда создает измененную виртуальную реальность и дешевые удовольствия, которые очень нравятся людямРоссийские пропагандисты дают людям то, что те могут легко усвоить и от чего могут получить мощный эмоциональный эффект: поглощающий внимание, пугающий, возвышающий
Кремлевское телевидение не было бы настолько преуспевающим – не в смысле коммерции, а в смысле власти над умами, – если бы граждане не хотели его успеха. В сегодняшней России контролируемые государством медиа не просто источник шума, а важная часть информационной диеты. Созданная официальными СМИ медиареальность угнездилась в сознании граждан и создает что-то вроде купола над страной. Есть роман (и снятый по нему сериал – кстати, интересный) Стивена Кинга «Под куполом», в котором жители небольшого городка однажды осознали, что их город накрыло прозрачной полусферой, которая пропускает воздух и свет, но не дает ни пройти, ни проехать. В нашем случае пройти и проехать можно, а купол все равно есть. Здесь одна реальность, а за пределами купола другая.
И это только в ограниченном смысле проблема безальтернативности. Конечно, есть целые города, вероятно небольшие, где альтернативных источников знания о мире вообще нет и люди просто не знают, что иные картины мира и взгляды существуют. Но, как пишет социолог Денис Волков, в масштабах всей страны регулярно обращаются хотя бы к одному независимому каналу получения информации около 30% населения, а в Москве и крупных городах – целых 60%. Например, в Москве украинская политика Кремля почти так же популярна, как и в стране в целом, а значит, наличие этих альтернатив не сказывается на общем уровне одобрения. Иными словами, значительную часть людей, которые вообще хотят что-либо знать, никто не заставляет смотреть и слушать то, что они смотрят и слушают. Они сами смотрят и слушают. Это отвечает их запросам. Они этого хотят.
Медийная диета нынешнего жителя России, вероятно, на порядок богаче и лучше – особенно потенциально, – чем диета жителя СССР. Но нынешний средний житель сознательно выбирает небольшой, но ударный набор медиапродуктов. Российские пропагандисты не полностью закрывают доступ к иным СМИ (хотя и затрудняют его), а дают людям то, что те могут легко усвоить и от чего могут получить мощный эмоциональный эффект: поглощающий внимание, пугающий, возвышающий. Это продукты, действующие практически на гормональном уровне и вызывающие быстрое насыщение, удовольствие и, если угодно, интоксикацию. Если считать, что чисто физиологически цель любого человека – получение максимума позитивных эмоций (гормонов) при минимальных затратах энергии, то телевизор дает как раз позитивные, иногда возвышающие, победные эмоции. Затраты у человека при получении таких удовольствий минимальные. Смотреть телевизор не очень сложно.
Если это так, то бороться с новой российской пропагандой средствами создания альтернативных источников информации невозможно. Создание новых «голосов» не поможет. Альтернативные, более качественные источники информации будут как брокколи для ребенка, привыкшего к варенью, как греческий салат для человека, подсевшего на гамбургеры, как вода для алкоголика. Российскому обществу когда-то придется все-таки слезать с иглы, но оно должно будет сделать хотя бы некоторые усилия. Пока мы находимся на серьезной стадии аддикции.