Паранойя стоит дорого
Подозрения и атмосфера недоверия в политике прямо влияют на экономическое развитие страныФирмы-параноики недоинвестируют в НИОКР, но тратят массу лишних средств на обширные системы пассивного сбора информации о конкурентах
Официальных намеков о «кольце врагов» и заговоре против нашей страны в последнее время слышно все больше и больше. Среди критиков подобных взглядов вновь модно говорить о паранойе как характерной черте российской политики. Эта черта отражает не только предпочтения круга людей, правящего в стране, но и глубокие исторические причины. Параллели же из области бизнеса позволяют утверждать, что паранойя в политике прямо влияет на экономический успех в развитии страны.
Манфред Кетс де Фрис, профессор бизнес-школы Insead и почетный доктор РАНХиГС, уже давно занимается проблемами организационной структуры фирм. Еще в 1980-е гг. он обратил внимание на то, что стандартный набор рекомендаций консалтинговых компаний по улучшению функционирования бизнеса работает далеко не всегда: многое зависит от культурных и психогенных характеристик менеджмента конкретных компаний. Характеристики менеджмента прямо влияют на организацию и стратегическое развитие всего бизнеса. В случае возникновения проблем рекомендации консалтинговых фирм лучше работают, когда принимается во внимание определенный тип патологии в структуре бизнеса.
Де Фрис предложил различать пять типов таких патологий – параноидальный, заядлый, наигранный, депрессивный и шизоидный. Не вдаваясь в подробности описания всех типов, взглянем на параноидальную фирму. Такой организации в целом свойственна атмосфера недоверия, подозрения, в ней идет постоянный поиск и идентификация врагов, на которых можно возложить вину за те или иные коммерческие неудачи. Менеджмент фирмы старается взять все под свой контроль, а к работникам, которые предлагают альтернативную доминирующей точку зрения на ситуацию на рынке, относятся с подозрением. В лучшем случае их игнорируют и не продвигают по службе, в худшем – увольняют. Со временем организация становится однородной, а управление концентрируется в руках коалиции, которая разделяет одни и те же страхи и видит одних и тех же врагов.
Фирмы-параноики недоинвестируют в НИОКР, но тратят массу лишних средств на обширные системы пассивного сбора информации о конкурентах на рынке, контроля и предотвращения экстренных ситуаций всевозможного толка. Стратегии развития таких фирм продиктованы внешними факторами, а не последовательными целями, планами, объединительными темами и традициями. В итоге фирмы-параноики все время имитируют конкурентов, пытаясь их догнать, но не способны вести рынок за собой. Похоже на Россию?
Де Фрис считает, что революционные изменения могут исправить патологию, но требуют слишком больших затрат, а поэтому нереалистичны. Быстрая реформа фирмы-параноика в принципе возможна лишь в моменты, когда менеджмент допускает серьезную ошибку, приводящую компанию к провалу. Эволюционное лечение возможно, если менеджмент на разных уровнях организации будет представлен людьми различных взглядов: ключ к решению проблемы – в разнообразии мнений и стратегических идей. А для этого, разумеется, требуется время. И определенные демократические свободы.
Автор – декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге