Является вином!

Что хорошего в новом законе о виноделии

Посетители супермаркетов в минувший уикенд наверняка обратили внимание на новые указатели на винных полках. «Не является вином» – кое-где под такой табличкой оказалось до половины ассортимента. Эти нововведения – первые и самые явные проявления нового закона «О виноградарстве и виноделии», вступившего в силу 26 июня.

В соответствии с документом далеко не все напитки, произведенные с использованием сброженного виноградного сока, могут называться вином. Под такие ограничения подпали прежде всего две большие категории: одна абсолютно справедливо, другая совсем несправедливо по форме, но по сути правильно.

Первая категория – винные напитки, сделанные на основе вина, как правило разбавленного, с добавлением ароматизаторов, красителей, вкусовых добавок. Упакованные «под игристое», такие напитки на полке трудно отличить от настоящего вина, а в силу особенностей налогообложения они имеют гораздо более низкую цену. Теперь потребители будут по крайней мере знать: это не вино. Хотя едва ли популярность этих напитков сильно пострадает.

Вторая категория – вина, произведенные из импортного виноматериала, как говорят профессионалы, из балка. Это вполне классический способ доставки вина потребителю – когда розлив в бутылку производится в регионе не производства, а продажи. Еще 100 лет назад именно так продавалось абсолютное большинство вин в мире, в том числе и самых престижных. Да и сейчас такая практика распространена повсеместно в отношении массовых недорогих вин: зачем везти тонны стекла, скажем, из Австралии в Европу, когда можно бутилировать на месте. Именно так до прошлой пятницы производилось не менее трети вина в России: ввоз балка составлял ежегодно не менее 20 млн декалитров, что обеспечивало до 40% внутреннего производства бутилированного вина.

Что ж здесь плохого? Первое, самое плохое, – за редчайшими исключениями этот импортный виноматериал продавался не как испанское, чилийское, южно-африканское вино, а как российское. То есть многие годы потребителя просто обманывали, подсовывая напиток совершенно другого происхождения. Второе – поскольку у «балковиноделов» главным стимулом была коммерческая эффективность, балк завозился наиболее дешевый и второсортный. За российское выдавалось вино, как правило, очень низкого качества. Что подрывало доверие потребителя к пока еще молодой категории отечественных вин. Наконец, низкая стоимость импортных виноматериалов связана с экономическими и климатическими особенностями отдельных винодельческих регионов: высокой урожайностью, низкими производственными издержками, доступностью и дешевизной долгосрочных кредитов, программами господдержки и дотаций. Например, в Испании, одном из крупнейших поставщиков балка в РФ, объем ежегодной поддержки виноградарства и виноделия превышает 200 млн евро, что на порядок выше субсидий из российского бюджета. По сути, до сих пор крупнейшие винодельческие страны решали за счет российского виноделия свои социально-экономические проблемы. А российский рынок превратился в «сливной бачок» для продукции самого низкого качества.

Поэтому, хотя вина, сделанные из балка, конечно же, являются вином, ничего страшного в их «деклассировании» нет. Многочисленные балкоразливайки, как именитые гиганты, так и безвестные цеха, полтора десятилетия доминировали на полках. Пора их потеснить.