Россияне готовы не платить налоги
Руководители не привыкли отчитываться о расходовании собранных средствРоссияне стали чаще оправдывать уклонение от налогов, на что влияет не только падение доходов и рост неуверенности в будущем, но и нежелание государства отчитываться перед налогоплательщиками за расходование их денег.
Допускающих неуплату налогов россиян в кризис стало почти на треть больше, показало исследование Центра стратегических разработок (ЦСР) «Налоги глазами россиян». В декабре 2019 г. 35% респондентов на вопрос «Как вы относитесь к ситуации, когда физические лица уклоняются от уплаты налогов?» отвечали, что не уплачивать налоги иногда допустимо. В мае 2020 г. так ответили уже 45%. Еще сильнее – с 54 до 35% – упала доля тех, кто считает налоги обязательными к уплате и нельзя оправдать тех, кто их не уплачивает. Одновременно с 11 до 20% выросла доля тех, кто затруднился ответить.
Динамику эксперты ЦСР связывают в первую очередь с шоковым падением уровня доходов россиян в марте – мае и опасениями о будущем. Более 60% респондентов отметили снижение доходов в мае по сравнению с февралем 2020 г. Около 53% респондентов ЦСР в мае высоко оценили риск снижения заработной платы в дальнейшем.
В такой ситуации идея не платить налоги оправдывается людьми стремлением выжить, которое оказывается сильнее при изначально слабой поддержке государства и невозможности заработать. Но само по себе все это едва ли привело бы к такому сильному изменению настроений – падение доходов и страхи о будущем, похоже, усилили имеющиеся представления россиян и ухудшили отношение к институту налогообложения в России.
Чтобы добросовестно и осознанно выполнять налоговые обязательства перед государством, людям важно понимать, как уплачиваемые ими налоги влияют на их жизнь, говорит руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Но только 12% опрошенных ЦСР в декабре 2019 г. россиян сказали, что знают, на какие цели государством расходуются поступившие в бюджет налоговые платежи, и регулярно следят за этой информацией.
Еще 38% респондентов о расходах государством собранных налогов не знают ничего – чаще других это люди со средним образованием, безработные, бюджетники, госслужащие и военные (среди них – 60%). Также чаще встречаются люди с низким уровнем дохода и сложным материальным положением. Абсолютное большинство из незнающих все же хотели бы знать, куда государство тратит налоги.
В кризис у одной части людей – со слабой налоговой и финансовой грамотностью – обострилось непонимание, куда идут их налоги, которые воспринимаются нередко просто как обязательное изъятие денег, которые нужно платить под угрозой наказания.
У другой – меньшинства, имеющего представление, как работает бюджет, – сомнения, что налоги действительно эффективно расходуются. Это люди, разочаровавшиеся в действиях правительства в кризис из-за того, что они платят налоги, а в результате помощи от государства не дождались или получили ее мало и поздно, считает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Да, в кризис государство демонстрирует интенсивную поддержку (счет мер пошел на десятки). Но обычным гражданам сложно уследить из новостей за информацией и разобраться, на что конкретно идут деньги из бюджета, считает Айрапетян: в результате непонимание, куда тратятся средства бюджета, растет, что в условиях снижающихся доходов граждан дополнительно снижает мотивацию платить налоги.
Государство в лице ФНС старалось улучшить налоговую культуру – в последние годы налоговики стали более сервисно-ориентированными, удобными в онлайне. Но налоговая культура – это не вопрос доступности и удобства сайта, замечает Суслина. Россияне часто не знают основ рыночной экономики, не понимают, для чего платить налоги, почему их нельзя не платить, как их контролировать, чтобы расходовать эффективно.
Понять, что такое налоги, мешает само государство, которое не отчитывается перед гражданами за расходы, а его высшие руководители и чиновники регулярно заявляют, что деньги в бюджете – государственные (а не налогоплательщиков) т. е. не надо к ним даже подходить. Высокопоставленные лица в России самого высокого ранга тоже впитали советскую парадигму, у них нет понимания, что они ответственны перед налогоплательщиками, говорит Суслина.
Сейчас эта проблема обострилась: политики демонстрируют непонимание, что оказание помощи обычным налогоплательщикам – это не проедание денег, а то, что будет способствовать выходу из кризиса. Обывателям с федерального экрана повторяют: государственные деньги, бюджет поможет – это создает впечатление, что бюджет к ним не имеет никакого отношения, они тут ни при чем. Зачем тогда платить налоги в бюджет?
Сильный рост готовности россиян не платить налоги показывает среди прочего и роль денег в сегодняшней России. Когда резко падают доходы, возникает высокая неопределенность, а поддержки особо ждать не от кого, то деньги компенсируют слабую институциональную среду в стране и низкое доверие к государственным институтам. Человек мало на что может опереться, кроме как на деньги, – если они у него останутся, у него есть шанс, например, откупиться. Такое представление также работает на усиление стимулов не платить налоги в кризис.
Ухудшение отношения к институту налогообложения еще не означает автоматически переход к неуплате налогов, тем более что мониторинг ФНС значительно улучшила, а репрессивные функции автоматизировала. Но время играет, похоже, против налоговой культуры. Возвращение к прежним показателям отношения к уплате налогов прямо зависит от динамики безработицы и уровня доходов, прогнозирует Айрапетян. Когда они вернутся на прежние, докризисные, показатели, полагает он, тогда можно попытаться обнаружить возврат налоговой дисциплины к прежнему уровню. К концу 2020 г. ЦСР на основе экономических ожиданий прогнозирует рост количества безработных до 10–12 млн человек, что в 2,7 раза выше, чем в 2014–2015 гг.