Почему МГТС больше не нужна

Уход советского бренда с рынка не вызывает грусти

Бренд «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), появившийся еще в 1917 г., уходит в прошлое. Подключать и обслуживать частных клиентов под своим красным «яичным» брендом будет МТС: МГТС – ее «дочка». Наверняка мы еще услышим: вот, мол, загубили очередное советское наследие! Как же теперь Москва без МГТС! Как же «плачет девушка в автомате»!

На самом деле особых поводов для сожаления нет. Во-первых, компания МГТС не исчезнет. Упразднить ее не получится, даже если захотеть. МГТС – один из крупнейших (если не крупнейший) инфраструктурных операторов Москвы: по ее коммуникациям свои кабели связи прокладывают другие операторы. Телефонами МГТС пользуется множество министерств и ведомств, причем подключаться они должны не по современной оптике, а с помощью старинных медных кабелей. Так что тут за советское наследие беспокоиться нечего.

При этом МГТС уже не совсем городская (если смотреть из Москвы) и не только и не столько телефонная сеть. В последние несколько лет оператор ведет активную экспансию в Подмосковье, подключил там уже около 40 населенных пунктов и набрал довольно приличную абонентскую базу. Причем и количество пользователей домашних телефонов, и выручка от этой услуги у МГТС, как и у всех российских телефонистов, неуклонно сокращаются. По данным МТС, в 2019 г. домашних телефонов МГТС стало на 1,5% меньше (в абсолютном выражении это 2,8 млн). Это те, за которые платят. Сколько подписчиков реально пользуется ими – загадка: бывает, что в доме и аппарата-то телефонного давно нет.

Поэтому зарабатывать МГТС стремится на другом: домашнем интернете, мобильной связи, платном телевидении, специализированных услугах для корпоративных клиентов. Причем, как ожидается, в этом году доходы оператора от современных цифровых услуг на розничном рынке превысят выручку от телефонии. Примерно то же самое предлагает клиентам и МТС. А тогда какой резон тратиться на поддержку сразу двух брендов в Москве?

Что касается девушек в автоматах: в телефонных будках в Москве никто не плачет уже лет 15. Развитие мобильной связи привело к тому, что и плакать-то негде: таксофоны исчезли (редкие красные аппараты для универсальных услуг связи не в счет). Более того, девушки сейчас плачут даже не по сотовым телефонам, а в Instagram, различных соцсетях и мессенджерах. За последние 20 лет квартирные проводные телефоны были вытеснены сотовыми, теперь общение перетекает в мобильный интернет. Кто-то, наверное, будет ностальгировать по автоматам, висевшим на улицах, в общежитиях, в метро. Но что делать с дисковым номеронабирателем, многие современные молодые люди зачастую уже даже не понимают.

В целом уйти от бренда МГТС – отличная идея МТС и АФК «Система». Даже непонятно, почему это не пришло в голову менеджерам раньше. Как МГТС ни пытались перепозиционировать, избавиться от советского флера не удавалось. Дисковый телефон на тумбочке в бабушкиной квартире – не самое худшее воспоминание, связанное с МГТС. А вот многолетние очереди на телефон, хамство на советских телефонных узлах, отвратительное качество сервиса и связи (из одного конца Москвы в другой зачастую быстрее было доехать, чем прозвониться) – этого из истории МГТС, к сожалению, не выкинешь. В новые времена эти проблемы исчезли, но появились другие. Для многих абонентов домашний телефон сейчас – не средство общения, а источник непрекращающегося надоедливого спама. В середине прошлого десятилетия оператор начал внедрять технологию оптического интернет-доступа GPON. Несмотря на все преимущества, у клиентов МГТС внедрение вызвало неоднозначную реакцию: продвижение GPON было слишком агрессивным, а плюсы новинки пользователям объясняли не всегда четко. Избавление от такого имиджевого наследия – логичный шаг со стороны московских связистов.