Синий паспорт против красного

Украина готова давать гражданство российским политэмигрантам – но почву для политэмиграции готовит сама Россия

Указ украинского президента Владимира Зеленского об упрощении процедуры предоставления украинского гражданства россиянам, преследуемым российскими властями по политическим мотивам или служившим в украинской армии, выглядит как ответ на упрощение российским президентом в апреле 2019 г. порядка принятия в российское гражданство жителей Донецкой и Луганской областей и, вероятно, будет востребован – но многое будет зависеть от практической реализации заявленной реформы.

Указ Зеленского вводит две новые категории конкретно россиян, которые могут получить украинский паспорт в облегченном порядке. Он дает возможность обратиться за ним без обязательства от отказа от российского гражданства (за ним нужно обращаться в российские госорганы – а они могут его и не дать), а только с декларацией сделать это, если не помешают российские власти, поясняет киевская правозащитница Юлия Архипова. Как будет действовать система на деле, пока не известно: соответствующие регламенты и процедуры еще только предстоит разработать. В частности, кабинету министров предстоит определить критерии признания украинским МИДом того или иного россиянина в качестве преследуемого по политическим мотивам в России. Ранее Зеленский уже предоставил украинское гражданство пяти воевавшим за Украину россиянам за особые заслуги перед государством и «участие в защите территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины».

Указ Зеленского появился в разгар нового дела против участников протестных митингов в Москве – параграф о преследуемых по политическим мотивам россиянах выглядит эффектным ситуативным отзывом на события в России. Упрощение же выдачи паспортов воевавшим за Киев – это, очевидно, более давняя заготовка, зеркальный ответ Зеленского Путину на его решение раздавать российские паспорта украинцам, проживающим на территории Донецкой и Луганской областях, и в этом смысле это месседж, адресованный внешнему миру. Но одновременно это и жест для русскоязычных избирателей, отклик на внутриукраинскую повестку, в которой тема России и противостояния с ней, впрочем, перестала быть приоритетной – украинцы от нее устали, их в первую очередь интересует борьба с коррупцией и рост экономики, отмечает политолог Алексей Макаркин. В отношении к России Зеленский выбирает сдержанную тактику соблюдения интересов разных избирателей: например, украинизация продолжится, но в инерционном режиме, напоминает Макаркин.

Насколько востребована будет новая процедура у россиян, будет зависеть от того, как будет реализован президентский указ. Но задел для политической эмиграции российскими властями создан, а Украина в сравнении со странами Европы и США удобнее для потенциальных российских политэмигрантов сравнительной простотой и дешевизной переезда, считает Архипова.