Признание «Спасителя»

Картина Леонардо продана за рекордную сумму, но споры о ее подлинности не утихают

Свершилось: картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (Salvator Mundi) продана за $450 312 500, из них $50,3 млн – комиссия аукционного дома Christie’s. Это самая большая сумма, отданная за произведение искусства, но страсти вокруг недавно обретенной миром новой работы гения Возрождения не утихают. Они достигли накала, когда месяц назад стало известно, что картина, купленная за $127,5 млн бизнесменом Дмитрием Рыболовлевым, выставлена на аукцион с эстимейтом $100 млн.

Казалось бы, что спорить, все ясно – случайно найденное полотно после тщательной реставрации было признано группой экспертов действительно работой Леонардо да Винчи. Не всеми, но полное согласие авторитетных специалистов редко встречается. Тем более в таком сложном деле, как установление автора произведения 500-летней давности, когда технологические исследования не доказывают, писал ли сам гений или кто-то из его учеников. Так что итоговая атрибуция держится на чувстве экспертов – видят они в картине магию Леонардо или нет. А чувство – даже людей, всю жизнь занимавшихся исследованием творчества художника, – не абсолютное доказательство для тех, у кого другое чувство.

Нисколько не ставя под сомнение выводы привлеченных Christie’s уважаемых ученых (за подобные сомнения аукционный дом уже подал в суд на одну газету), хочется только заметить, что и в прессе, и в соцсетях на разных языках идет активное обсуждение – мог ли такое написать гений или нет. Личная насмотренность высказывающихся об авторстве «Спасителя мира» становится главным аргументом в этих спорах: «Я 50/30/20 лет каждый день посещаю музеи и уверен, что это не Леонардо, а заговор антикваров и не берегущих свою репутацию экспертов». Что же, как справедливо заметил Козьма Прутков, у всякого портного свой взгляд на искусство, тем более у давно шьющего. Споры и скепсис лишь доказывают, что не вся публика, в том числе и профессионально занимающаяся искусством, готова принять в пантеон великих картин нового Леонардо.

В дальнейшем все будет зависеть от нового владельца «Спасителя мира» и от тех же экспертов – будет ли картина публично выставляться в лучших музеях мира, войдет ли она в книги о художнике уважаемых авторов, достигнут ли эксперты в конце концов единого мнения, привыкнет ли к ней публика. Ведь кто бы ни владел шедеврами, они принадлежат миру искусства, т. е. всем.