Реприватизация — плохо, но национализация — хорошо
Почему россияне за усиление контроля государстваПриватизация в 1990-х прошла плохо, но ее итоги в целом пересматривать не стоит, следует из сентябрьского опроса ВЦИОМа. Правда, одновременно большинство опрошенных россиян выступает за национализацию частных компаний.
Итоги приватизации 73% респондентов оценивают «скорее отрицательно»; тем не менее с 2008 г. почти на треть до 32% увеличилась доля тех, кто считает, что вопрос о пересмотре сейчас поднимать не стоит. Однозначно за возврат государству всей собственности, приватизированной в 1990-е, высказался 31% опрошенных; еще столько же допускает это только в отдельных случаях, если были нарушения, – с 2008 г. доля сторонников таких точек зрения уменьшилось с 68% до 62%. Но за национализацию, т. е. передачу частных предприятий государству, сегодня выступают 56% россиян (за приватизацию – 25%). Реприватизация и национализация для респондентов означают разное: первое – возврат государству собственности, проданной 25 лет назад, второе – покупку государством нынешних неэффективных частных предприятий, отмечает ведущий эксперт-консультант ВЦИОМа Олег Чернозуб.
На деле «бархатная реприватизация» идет давно.
Итоги первой волны приватизации 1990-х в глазах большинства населения были нелегитимны, что и обусловило ползучий разворот политики и перевод частных предприятий под контроль государства. Разворот в сторону госкапитализма привел к усилению давления на бизнес, росту политических рисков и, в итоге, к снижению деловой активности. Частные собственники предприятий, если их права не защищены, нацелены не на долгосрочное развитие своего бизнеса, а на вывод капитала. Приватизация не гарантия того, что компания будет показывать результаты лучше, чем оставшиеся в госсобственности; для этого нужны институциональные реформы.
Неудивительно, что только 28% опрошенных ВЦИОМом считают частные предприятия более эффективными, чем государственные; 37% уверены в обратном. Экономист Владимир Гимпельсон из ВШЭ отмечает, что россияне в целом считают, что госуправление менее эффективно, но работать лучше на госпредприятиях, так как там лучше соцзащита. Дело, возможно, еще в том, что россияне не очень хорошо себе представляют, какие компании находятся в управлении государства, а какие – в частных руках. Форма собственности крупных госкомпаний, например «Газпрома», для работников не ясна, отмечает Гимпельсон. И респонденты ВЦИОМа поддерживают передачу государству того, что и так вроде бы в его собственности: 9% опрошенных – за национализацию «Газпрома»; 6% – РЖД; 3% – «Роснефти»; 2% – «Аэрофлота», 10% – всех нефтегазовых предприятий (две трети которых государственные). Это показатель запроса на усиление контроля со стороны государства, считает Чернозуб.
Сказывается и слабый рост экономических знаний россиян. Треть опрошенных продали ваучеры, полученные в 1990-е; сегодня так же поступили бы 19% (при этом 46% все-таки вложили бы их в ценные бумаги госкомпаний). В целом у россиян доминирует базовая установка, что крупные предприятия и большие участки земли должны принадлежать государству; мелкие предприятия и небольшие участки могут принадлежать частным лицам, говорит Гимпельсон.
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)