Квартирный рубеж обороны

Политические цели программы реновации вступают в конфликт с самым важным достижением капитализма

Титанический проект по замене тысяч московских пятиэтажек многоэтажными собянинками может обернуться впечатляющим успехом мэра Москвы и даже вознести его на пьедестал преемника Владимира Путина, но может и похоронить его политические амбиции, настроив значительную часть 10-миллионного города против власти в целом. Результат кампании во многом будет зависеть от того, смогут ли столичные власти (и захотят ли) вступить с москвичами в реальный диалог на основе уважения права частной собственности на жилье.

В четверг Госдума приняла в первом чтении пакет поправок, дающих московским властям беспрецедентные полномочия по сносу. Накануне во всех районных управах Москвы прошли встречи с жителями пятиэтажек, и, судя по отчетам участников, власти недооценили интерес москвичей к теме сноса и уровень их недовольства – на границе с паникой. В одном из районов, сообщил «Коммерсантъ», пока глава общался с сотней активистов в зале, замглавы пришлось разговаривать с не уместившимися в зал жителями прямо на улице с крыши полицейской машины – поскольку люди отказывались расходиться, пока не услышат разъяснений. Есть у мэрии и первые потери: жители Хамовников узнали, что у них сносить пятиэтажки не будут – вроде бы потому, что негде поставить новый дом для переселенцев, но куда вероятнее, что из-за возмущения грядущей стройкой соседей – владельцев дорогого жилья в престижном районе.

Скорость, с которой была запущена и развивается программа сноса, и задачи, решению которых она служит, провоцируют власть вообще исключить жителей пятиэтажек из процесса обсуждения, чтобы не тормозили государственное дело.

Ведь к выборам 2018 г. нужны уже первые ощутимые результаты. В четверг мэр внес в Мосгордуму проект поправок в бюджет-2017 – расходы вырастут на 96,5 млрд руб. Стоимость всей программы реновации оценивается в 3,5 трлн руб., она должна загрузить строителей на много лет вперед. Чтобы быстро освоить эти деньги и достичь политических результатов, началась масштабная перекройка законодательства с замахом на Конституцию. Это уже создает юридические риски, но ведь еще все делается в спешке, без детального плана и, соответственно, без качественной информационной поддержки.

Власти в России вроде бы не привыкать к таким проблемам, тем более что предыдущие программы расселения хрущевок были вполне успешны. Но они-то как раз реализовывались постепенно, по плану и в диалоге с жителями. Нынешнее сочетание факторов резко усиливает потенциал протеста москвичей и использования протестных настроений оппозицией.

Жители московских пятиэтажек вполне осознают все риски и именно потому могут грудью встать на защиту главного капиталистического достижения – права собственности на квартиру (тем более в столице!). Пусть это и сорок два квадратных метра, потолки два пятьдесят, комнаты смежные, санузел совмещенный. Если правом на свободные выборы подавляющее большинство еще, может, и готово поступиться (митинги 2011–2012 гг. были многотысячными, но не миллионными), то правом на свои сорок два квадратных метра в Москве – едва ли, просто потому, что у многих больше ничего нет.