У Ирландии нет претензий к Apple

Зато есть претензии к Еврокомиссии, обязавшей Apple вернуть Дублину 13 млрд евро

Правительству Ирландии не нужны 13 млрд евро. Именно столько, постановила Еврокомиссия, Apple должна вернуть Дублину налогов, недоплаченных за 11 лет из-за соглашений между правительством и компанией, которые ЕК сочла незаконным получением государственной помощи. Кроме того, отныне вместо 0,005–1% налога на прибыль Apple должна платить 12,5%. А это еще миллиарды долларов от компании, у которой в 2015 г. «практически вся» накопленная за пределами США прибыль в размере $91,5 млрд была сгенерирована в Ирландии. И у которой на конец июня в неамериканских подразделениях было $215 млрд денежных средств и ликвидных инструментов.

13 млрд евро для страны, которая шесть лет назад получила от ЕС 67,5 млрд евро на преодоление долгового и банковского кризиса, – это немало. Это свыше 5% ВВП прошлого года и более чем достаточно, чтобы покрыть бюджетный дефицит за несколько лет (в 2015 г. он был 2,3% ВВП, а в этом, по консенсус-прогнозу Bloomberg, составит 1,1%).

Но для Дублина принципиальнее денег иное. Министр финансов Ирландии Майкл Нунан заявил, что попросит у правительства разрешения на подачу апелляции на решение ЕК: «Это необходимо для сохранения целостности нашей налоговой системы, обеспечения налоговой определенности для бизнеса и противодействия посягательствам с применением правил ЕС о государственной помощи».

Казалось бы, парадокс. ЕК вроде бы борется за увеличение налоговых поступлений в ирландский бюджет, а Ирландия выступает против, отстаивая право взимать с компании 1% налога. Ответ тут в значительной степени можно найти в определении, которое ЕК дало недовольное ее нынешними действиями министерство финансов США, заявившее, что она фактически становится «наднациональным налоговым органом». Если не вдаваться в подробности (Вашингтон, с одной стороны, защищает американские компании, с другой – самого себя, надеясь найти способ взять-таки налог с их зарубежной прибыли, которая уменьшится, если им придется по полной расплатиться с той же Ирландией), то именно эту претензию предъявляли Брюсселю его противники в Великобритании. Страна, заявляли они, потеряла значительную часть суверенитета – законодательного, судебного, налогового, переговорного, торгового и проч., всем заправляют никем не избранные бюрократы в ЕК.

Референдум в Великобритании четче всего показал, что в ряде государств ЕС недовольны все большей интеграцией, из-за которой многие решения, которые раньше принимали на уровне стран избранные гражданами представители, теперь переданы на наднациональный уровень. На этой неделе министр экономики Германии и особенно министр торговли Франции призвали ЕК остановить переговоры с США о Трансатлантической зоне свободной торговли. Это может стать еще одной линией напряжения между Брюсселем и национальными столицами.

После Brexit ради сохранения союза и повышения его эффективности ЕС скорее следовало бы уменьшить бюрократию и предоставить больше свобод своим членам: более гибкая структура лучше приспосабливается к изменениям, чем жесткая.