Ловушка лояльности
Как преданность власти ведет системных политиков к самоотречениюСистемные политики не заметили, как загнали себя в ловушку лояльности, когда любое сопротивление решениям власти является недопустимым, а согласие с ними ведет к дальнейшему уменьшению влияния
Особенность текущей выборной кампании – демонстративное игнорирование властью интересов своих добровольных политических попутчиков. Это можно было наблюдать еще на праймериз «Единой России», в ходе которых политического будущего лишились многие правоверные сторонники президента из рядов самой ЕР и ОНФ. Но это было только начало. Накануне старта кампании де-факто разгромлена пропрезидентская Российская партия пенсионеров за справедливость: оказалось, что кроме стратегической лояльности Путину важна еще готовность выполнить все пожелания и указания кураторов.
Немногим лучше идут дела у КПРФ, ЛДПР и СР. Существенное сокращение их фракций и влияния на ситуацию наблюдатели предсказывали сразу после изменения схемы избрания новой Думы. Возможно, определенные надежды возлагались на выполнение упоминавшегося в печати пакетного соглашения по разделу округов между «Единой Россией» и думской оппозицией. Но, судя по итогам выдвижения кандидатов, если такое соглашение и существовало, то в ряде случаев оно было оперативно пересмотрено в пользу партии власти. Похоже, положение складывается действительно серьезное: 3 августа КПРФ выпустила заявление от некоего Общероссийского штаба по координации протестных действий, в котором собраны факты снятия с выборов своих кандидатов и другие инциденты. Впрочем, тональность заявления и его содержание не оставляют сомнений в том, что на организацию каких-либо серьезных протестов руководство КПРФ не пойдет ни при каких условиях.
По сути, все думские партии оказались в ситуации, описанной в известном высказывании пастора Мартина Нимёллера: «Когда они пришли за коммунистами, я молчал – я не был коммунистом <...>». В нашем случае за зюгановскими коммунистами если и «придут», то в последнюю очередь, но общий итог вполне очевиден: «Когда они пришли за мной – уже некому было заступиться за меня».
Когда в 2012 г. началась реакция на протесты и власть «пришла» за недовольными итогами прошедших выборов, коммунисты, ЛДПР и СР, которые изначально сами участвовали в протестных акциях, разоблачая злоупотребления властей, стремительно открестились от гражданских активистов. Руководство всех думских партий однозначно встало на сторону власти и не только позволило повесить на недовольных ходом и итогами выборов 2011 г. ярлыки «предателей» и фактически объявить их преступниками, но и способствовало принятию множества репрессивных законов, которые и создали нынешнюю ситуацию.
В 2016 г. системные партии лишены не только возможности защищать свои интересы, но и шансов на какую-то поддержку со стороны гражданского общества. Во-первых, любая попытка призывать общество к протестам по итогам выборов неизбежно вызовет жесточайшую негативную реакцию власти. Во-вторых, само гражданское общество деморализовано (в том числе и стараниями всех системных сил) и едва ли способно на новые протесты. В-третьих, трудно себе даже представить человека, который, после всего случившегося за последние годы, готов рисковать своей свободой и благополучием из-за того, что какая-то из думских партий недосчиталась голосов или мандатов по итогам выборов.
Пытаясь доказать свою преданность президенту, системные политики не заметили, как загнали себя в ловушку лояльности, когда любое сопротивление решениям власти является недопустимым, а согласие с ними неизбежно ведет к дальнейшему уменьшению влияния или даже полному исключению из политических процессов. В итоге весь политический процесс в России свелся к печальному правилу «умри ты сегодня, а я завтра»: надо соглашаться на все требования власти, чтобы в этом выборном цикле сохранить хоть какую-то фракцию в Думе, а про будущее лучше вообще не думать.
Автор – президент Института развития и модернизации общественных связей, Екатеринбург