Законодательная пневмопочта

В чем смысл работы Совета Федерации

В последний день весенней сессии Совет Федерации ударным трудом напомнил обществу о своем существовании. В течение одного рабочего дня палата одобрила 160 законопроектов. Многие законы были рассмотрены в течение 2–3 минут, включая время доклада и голосования, – у сенаторов, как правило, не возникало вопросов и возражений.

Что-то похожее на дискуссию случилось только несколько раз, в том числе при рассмотрении так называемого антитеррористического пакета поправок Ирины Яровой, но и дискуссия не помешала сенаторам одобрить его абсолютным большинством голосов. Против проголосовали пятеро.

Всего за пять лет работы Госдумы VI созыва депутаты направили в Совет Федерации 1821 закон, из которых верхняя палата не поддержала только 20 (1%). Такой низкий процент возвращенных документов означает отсутствие у сенаторов претензий к качеству работы нижней палаты, которая, в свою очередь, за скоропалительность решений получила прозвище «взбесившегося принтера». Фактически работа сената свелась к переносу бумажек от принтера на стол начальству – президенту. Что-то вроде пневмопочты.

Так было не всегда. Уровень самостоятельности верхней палаты в законотворчестве был существенно выше, пока Совет Федерации формировался напрямую из губернаторов и спикеров региональных заксобраний. Тогда доля документов, возвращаемых на доработку и выработку компромиссного решения согласительной комиссией, достигала 25%. В 2001 г. палата стала комплектоваться назначенцами органов исполнительной и законодательной власти регионов; доля возвращенных в Думу документов стала сокращаться и достигла нынешнего 1% еще в V созыве.

Слаженность голосования сенаторов преподносится как достижение. Возмутители спокойствия, голосующие против одобренных Думой законопроектов, редки, какое-то подобие оппозиции вроде Людмилы Нарусовой или Ларисы Пономаревой осталось в прошлом. Кадровых осечек теперь не бывает: в Совет Федерации как на почетную политическую пенсию уходят бывшие губернаторы и отработавшие свое депутаты – люди, хорошо знакомые и с исполнительской дисциплиной властной вертикали, и со сложившимися порядками законотворчества.

Отстроенная вертикаль власти выхолостила систему сдержек и противовесов, частью которой была двухпалатная конструкция парламента (о законодательной экспертизе говорить сегодня просто неприлично). В условиях тотального единодушия обеих палат единственным сдерживающим верховную власть элементом остается только сама верховная власть. Что толку общественникам и бизнесменам писать в Совет Федерации просьбы не принимать очередной удушающий закон, когда шансы затормозить пневмопочту равны 1 к 100? Чудес не бывает, если только речь не идет о рассмотрении 160 законов за один рабочий день.

Впрочем, теперь общественники и бизнесмены напишут президенту. Надо же куда-то писать.