Дипломатия требует жертв

Россия оплатила внешнеполитическую победу внутриэкономическими издержками

Конфликт из-за сбитого в ноябре 2015 г. турецким истребителем российского штурмовика Су-24 пока не завершен, но Анкара и Москва сделали первые шаги к примирению. Сегодня ситуация воспринимается как явный внешнеполитический успех Владимира Путина: президент Реджеп Эрдоган направил ему письмо с извинениями, премьер Биналы Йылдырым заявил о возможности компенсации (затем, правда, дезавуировал свои слова). Именно этого сразу после инцидента требовала российская сторона, а не получив, ввела против Турции экономические санкции.

Конечно, не только Кремль давит на Эрдогана. Как отмечает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов, Эрдоган сделал шаг назад из-за обострения сразу нескольких проблем. Конфликт в Сирии стимулировал активность курдов, которых поддержали США и Россия. Сирийский вопрос поссорил Турцию с Саудовской Аравией и Египтом, ухудшились также и отношения с Европой. Серия терактов обострила внутриполитическую ситуацию. Замирение с Россией (как и ранее – с Израилем) необходимо для преодоления изоляции.

Как бы то ни было, российские санкции наверняка сыграли свою роль. Запрет на продажу туров в Турцию, эмбарго на ввоз овощей и фруктов, запрет турецким компаниям работать в нескольких секторах бизнеса и ограничение найма на работу турецких граждан – ведь все это было (и остается пока) не зря?

Самым болезненным для Турции оказалось сокращение российского турпотока. По данным минкультуры Турции, число российских путешественников в январе – мае 2016 г. снизилось по сравнению с 2015 г. в 5,8 раза. Но в Турцию стали реже ездить и другие иностранцы – из-за терактов и войны в Сирии.

Общее число туристов в Турцию за пять месяцев 2016 г. снизилось по сравнению с тем же периодом 2015 г. с 10,8 млн до 8,3 млн человек. Эффективность других санкций под вопросом. Наталья Шагайда из Института Гайдара установила, что после запрета импорта турецких овощей и фруктов резко снизился только экспорт огурцов. Турция быстро переориентировала вывоз остальных культур на другие страны. Крупнейшие турецкие строительные компании попали в список исключений, поскольку являются подрядчиками на приоритетных российских проектах.

Самое же неприятное, что в цену внешнеполитического успеха Кремля входят и внутренние экономические издержки, которые понесли российские граждане. Продуктовое эмбарго увеличило рост цен на овощи и фрукты, создало проблемы перевозчикам и ритейлу; потери российских туроператоров от закрытия турецкого направления оценивались только в конце 2015 г. в несколько сотен миллионов рублей. Российским туристам пришлось менять места отдыха, переплачивать за другие направления или отказываться от поездок.

Да, граждане готовы к таким издержкам – но это почти бессознательная готовность, ведь запреты публично не обсуждались. Просто Турция была много раз названа врагом по телевизору. Враг может быстро перестать быть врагом – но издержки резко не пропадут. По словам вице-премьера Ольги Голодец, вопрос восстановления турпотока в Турцию пока не обсуждался, сроки отмены запрета на импорт овощей и фруктов также неизвестны.