Показательный арест

Никита Белых стал легкой мишенью демонстративной антикоррупционной кампании

Губернатор Кировской области, экс-лидер экс-партии СПС Никита Белых арестован: его обвиняют в получении взятки от владельца двух кировских предприятий (см. статью на стр. 02). Формально Белых еще губернатор, но, похоже, это ненадолго: экс-глава Сахалина Александр Хорошавин был отправлен в отставку в связи с утратой доверия спустя три недели после ареста, экс-глава Коми Вячеслав Гайзер – через две.

Третий задержанный губернатор за полтора года это немало, за время этой кампании Следственный комитет (СКР) напрактиковался в эффектной подаче материала. Как запомнят дело Гайзера? Дело, где у губернатора нашли часы за миллион долларов и бумаги на офшоры. Что запомнят в истории Хорошавина? Найденный при обыске миллиард рублей наличными и подаренную случайной знакомой иномарку. А что Белых? Белых – это то ли 100 000, то ли 150 000 евро на столе в ресторане и руки, светящиеся лиловым в ультрафиолете. Телекартинка тем более важна, что дальнейшее отправление правосудия вовсе не так живописно и быстро пропадает из общегражданских новостей.

В этом смысле куда больше, чем на дела губернаторов Хорошавина и Гайзера, история Белых похожа на дело ярославского мэра Евгения Урлашова. Бывший единоросс, он выиграл выборы мэра у единоросса на волне общественного энтузиазма в апреле 2012 г., сразу после зимы протестов. Урлашов проработал мэром чуть больше года и был задержан по подозрению в вымогательстве взятки в 14 млн руб. С тех пор прошло три года, все это время Урлашов сидит в сизо. Суд идет, гособвинение просит 15 лет строгого режима. В теленовостях об этом, впрочем, не рассказывают.

Строго говоря, до решения суда ни Хорошавин, ни Гайзер, ни Урлашов, ни Белых ни в чем не виновны. Но это не так важно: медиасуд уже состоялся, нужные эффекты достигнуты. Какие эффекты ожидались в случае с арестом Белых?

Нельзя совсем исключать, что СКР хотел восстановить законность. Также нельзя исключать чьего-то бизнес-интереса к проектам в Кировской области или к руководству самой областью.

Новый арест губернатора за предполагаемую взятку также прекрасно ложится в декларируемую Кремлем линию на борьбу с коррупцией. Тем более важна эта борьба в начале большого выборного цикла, когда Кремль старается перезагрузить повестку.

Ну и, безусловно, в линейке губернаторов-взяточников особо пикантно должен выглядеть губернатор, которого считают либералом: у Белых в биографии и руководство СПС, и сотрудничество на посту губернатора с Алексеем Навальным и Марией Гайдар. Правда, все это было много лет назад, и с тех пор Белых стал вполне обыкновенным губернатором. Его даже поддержала на выборах «Единая Россия». Но в памяти народной ярлык либерала существует долго, да и освежить его не трудно.

По одиночке эти мотивы, вероятно, не привели бы к сдаче Белых, но они совпали. Несмотря на свою обычность, Белых остался «ничьим» губернатором, рудиментом медведевской либерализации, и оказался легкой мишенью в показательной антикоррупционной кампании.