Резервы идут к фронту
Четвертая статья «Ведомостей», посвященная 75-летию начала Великой Отечественной войныПредыдущие статьи были посвящены плану «Барбаросса», оперативно-штабным играм высшего советского командования на картах в январе 1941 г. и детализации планов блицкрига в феврале 1941 г.
13 мая 1941 г. Генштаб Красной армии отдал первую директиву о передислокации войск из глубины и из восточных районов СССР в приграничные округа. Заблаговременная переброска соединений на будущий театр военных действий, несмотря на ее незавершенность и недочеты при планировании, сыграла большую роль в начальный период Великой Отечественной войны. Дивизии из резерва позволили укрепить приграничные округа и восстановить целостность фронта на западном направлении, где соединения Красной армии были разгромлены в приграничном сражении в конце июня - начале июля 1941 г.
Конец весны 1941 г. стал для Советского Союза и Красной армии переломным месяцем в подготовке к будущим боевым действиям. Руководство страны и Вооруженных сил осознали, что нападения Германии избежать не удастся, оно лишь дело времени. И хотя Сталин надеялся, что начало войны удастся оттянуть, советская партийная и государственная машина активизировала подготовку к войне.
Еще в марте 1941 г. Политбюро приняло решение о скрытой мобилизации — призыве на учебные сборы в апреле – июне 1941 г. около 900 000 военнослужащих запаса, чтобы доукомплектовать полки и дивизии, сформированные по сокращенным штатам мирного времени, и повысить их боеспособность.
5 мая 1941 г. Иосиф Сталин выступил перед выпускниками военных академий Красной армии. Сталин недвусмысленно призвал молодых командиров с высшим образованием, будущую военную элиту, быстро перестроить боевую подготовку войск, учесть уроки недавнего разгрома Франции и готовиться к войне с нацистами. Вместе с тем Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) заявил: «Значительная часть германской армии теряет свой пыл, имевшийся в начале войны. Кроме того, в германской армии появилось хвастовство, самодовольство, зазнайство. Военная мысль Германии не идет вперед, военная техника отстает не только от нашей». А уже на приеме добавил: "Теперь, когда мы нашу армию насытили техникой для современного боя, когда мы стали сильны, - теперь надо перейти от обороны к наступлению. Проводя оборону нашей страны, мы обязаны действовать наступательным образом. От обороны перейти к военной политике наступательных действий. Нам необходимо перестроить наше воспитание, нашу пропаганду, агитацию, нашу печать в наступательном духе. Красная Армия есть современная армия, а современная армия - армия наступательная».
Заметим, что незадолго до этого, 29 апреля, Гитлер в неопубликованной речи перед молодыми офицерами-выпускниками заявил: «В ближайшее время произойдут события, которые многим покажутся непонятными. Однако, мероприятия, которые мы намечаем, являются государственной необходимостью, так как красная чернь поднимает голову над Европой».
13 мая советский Генштаб распорядился о переброске четырех армейских управлений и двух отдельных корпусов, объединявших 28 дивизий, на запад. Из Забайкалья в Киевский особый военный округ планировалось передислоцировать 16-ю армию (две стрелковые, две танковые и моторизованная дивизии,) а также две воздушно-десантные бригады. Кроме того, на Украину перебрасывалась 19-я армия, в состав которой первоначально вошли стрелковые корпуса из Северо-Кавказского и Харьковского ВО (всего семь дивизий), в Витебск и западные районы Смоленской области направлялась 22-я армия (шесть дивизий). Для занятия рубежа по Днепру ниже Могилева предназначалась самая многочисленная (14 дивизий) 21-я армия. Кроме того, в Крым перебрасывались стрелковые и кавалерийские дивизии с Северного Кавказа и из Киевского округа. Они должны были прибыть к новым местам дислокации в период с 10 июня до 3 июля 1941 г.
Кроме того, в Орловском округе формировалась 20-я армия, в районе Москвы — 24-я и 28-я.
Планы переброски и сосредоточения войск не раз корректировались. 19-я армия усилилась 26-м механизированным корпусом (заметим, слабо укомплектованным), 21-я армия — 25 мк, к 16-й армии присоединили укомплектованную боевыми машинами старых типов 57-ю танковую дивизию.
К началу Великой Отечественной войны передислокация войск на запад и призыв резервистов шли полным ходом. Из запланированных 900 000 человек к началу войны в войсках находилось около 800 000. 21 стрелковая дивизия приграничных округов была пополнена до 14 000 человек (штатная численность – около 14 500), 72 - до 12 000 и еще шесть – до 11 000. Авторы книги «1941 год. Уроки и выводы» отмечают: из 939 эшелонов с войсками к месту назначения пришли только 83. 455 находились в пути, а 401 еще не приступал к погрузке. Кроме того, при переброске войск было допущено немало просчетов: некоторые соединения были отправлены неотмобилизованными, а значит, без значительной части личного состава, необходимой техники, транспорта и снаряжения.
Тем не менее заблаговременно начатая переброска соединений на запад имела большое значение: в критический момент прорыва нацистов 109-я мотострелковая дивизия 5-го мехкорпуса сумела сдержать натиск нацистов под Острогом на Украине. Но решающую роль дивизии и корпуса резерва Ставки сыграли в июле на Западном фронте. Войска фронта, находившиеся на границе с Польшей и во втором эшелоне, потерпели тяжелое поражение, понесли большие потери в людях и боевой технике, оказались в Белостокском и Минском котлах. Эти войска почти полностью утратили боеспособность, вышедшие из окружения требовали длительного восстановления.
В этой ситуации дивизии 21-й и 22-й армий, прикрывшие смоленское направление дивизии 20-й армии, а также спешно переброшенные с Украины 16-я и 19-я армии сыграли неоценимую роль. Враг, уверенный в разгроме главных сил Красной армии, внезапно столкнулся с новыми боеспособными частями и соединениями. Армии резерва Ставки сумели на время стабилизировать прорванный фронт и сделать отступление на Западном фронте более планомерным и предсказуемым. Не их вина, что противнику удалось продвинуться на запад, занять Смоленск и Великие Луки и продвинуться до Ельни.
Резервные соединения сумели остановить врага на Западном фронте и принудить его к обороне. Дивизии резервной 24-й армии нанесли в сентябре 1941 г. успешный контрудар под Ельней и освободили город. Три из четырех первых советских гвардейских дивизий (127-я, 153-я и 161-я) — это соединения из резерва Ставки.