С капремонтом придется жить
Оплата в «общий котел» законна, Конституционный суд закрыл вопросКонституционный суд признал сборы на капитальный ремонт соответствующими Основному закону. Не противоречащим Конституции признан и сбор средств жильцов в «общий котел», когда деньги направляются региональному оператору капремонта. Этим решением в принципиальном вопросе поставлена точка: позиция КС не подлежит пересмотру.
КС подтвердил право местных властей принимать решение о направлении средств «в общий котел» за собственников жилья, в случае если они сами никакого решения не приняли. Но с оговоркой: только если муниципалитет «принял необходимые меры» к тому, чтобы собственники все-таки провели собрание для голосования по выбору способа формирования фонда капремонта. Собственников, которых не уведомили о праве сделать выбор, очень много, оговорка КС дает им возможность оспорить принятое властями за них решение, отмечает один из авторов запроса в КС – депутат Галина Хованская. В регионах, где власти были активны в разъяснении собственникам их прав, – в Удмуртии, Костромской, Ярославской, Тверской областях – больше половины жильцов сделали выбор в пользу открытия собственного счета на капремонт, подсчитала Хованская, в остальных доля «общего котла» достигает 90%.
Принятые в 2012 г. поправки в Жилищный кодекс перенесли плату за капремонт многоквартирных домов с государства и муниципальных властей на 30 млн собственников. Как отмечает Ирина Генцлер из Института экономики города (ИЭГ), ответственные собственники, желающие самостоятельно вести ремонт и контролировать средства, дополнительно платят за открытие счета, его обслуживание, проценты по кредиту и контроль качества ремонта.
Эти дополнительные расходы многих демотивируют. С другой стороны, в конечном итоге самостоятельное управление собранными средствами гораздо эффективнее.
Те, кто отдал деньги в «общий котел» региональных операторов, не могут влиять на время ремонта. Трата операторами не всегда прозрачна, их подрядчики могут оказаться аффилированными с местными чиновниками. Это неудивительно, учитывая традиционный уровень коррупции в сфере ЖКХ и объем рынка капремонта: в 2015 г. сборы составили 97 млрд руб., общая стоимость программы на ближайшие 30 лет оценивается в 3,5 трлн руб.
Сборы на капремонт ускорили подорожание коммунальных услуг и вызвали недовольство населения, особенно малообеспеченных слоев. Здесь тема капремонта стала элементом политической игры: фракции «Единой России» в региональных заксобраниях установили льготы для пенсионеров, сейчас соответствующая поправка рассматривается в Госдуме.
Генцлер отмечает, что губернаторы ради сохранения рейтинга нередко занижают размер сбора за капремонт. В будущем операторы капремонта могут столкнуться с нехваткой средств, при этом региональные бюджеты формально не обязаны поддерживать их: нет соответствующих поправок в Бюджетный кодекс. Через несколько лет система финансирования капремонта может превратиться в пирамиду, отмечает Дмитрий Гордеев из ИЭГ.