Как государство собирается бороться с бедностью и безработицей
За социально-экономические проблемы ответит бизнесПравительство признало рост бедности в России и будет бороться с ним привычными административно-политическими методами.
В среду социальный вице-премьер Ольга Голодец посетовала на резкое падение доходов населения и пообещала «неформальный подход» к заключению нового генерального соглашения между государством, работодателями и представителями профсоюзов (оно определяет ставки заработной платы). Президент Владимир Путин в тот же день на коллегии Генпрокуратуры потребовал от правоохранителей строго наказывать за задержку зарплат и пособий и внимательно следить за законностью увольнений. Генпрокурор Юрий Чайка в своем докладе рассказал о «социальной безответственности работодателей», контроле ценообразования, «грабительских схемах» в области кредитования и нарушениях при продаже бензина на АЗС.
С одной стороны, власти несколько запоздали с оценками. По данным Росстата, число живущих ниже порога бедности выросло в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 3,1 млн человек – до 19,3 млн – и вернулось к уровню 2006 г. Доля бедных достигла 13,4% населения. Впервые за постсоветскую историю реальная зарплата снижается 14 месяцев подряд. В 2015 г. она уменьшилась на 9,7%. В январе – феврале 2016 г. она снизилась по сравнению с тем же периодом 2015 г. еще на 3,1%. В наиболее сложной ситуации оказались семьи с детьми, пособия на которых явно недостаточны. Ожидания скорого прекращения кризиса не оправдались, многие семьи стремятся экономить и откладывать, отмечает Лилия Овчарова из НИУ ВШЭ.
С другой стороны, понятно, что публичное признание провала в экономике требует асимметричных ответов в политике.
Как власть будет бороться с падением доходов? В социальной сфере продлено разрешение использовать на текущие расходы часть материнского капитала, но это поможет далеко не всем. Размер детских пособий следует увеличить за счет большей адресности, говорит Овчарова.
На рынке труда чиновники и профсоюзы, вероятно, будут настаивать на сохранении зарплат и рабочих мест. Бизнес, который стремится сократить издержки, будет искать способы защиты. Владимир Гимпельсон из НИУ ВШЭ отмечает, что генеральное соглашение касается только постоянной части зарплаты и работодатели могут, не нарушая его, снизить расходы на персонал за счет уменьшения премий и других выплат. Работодатели вынуждены увольнять людей якобы «по собственному желанию» или переводить их на сокращенный рабочий день. В январе 2016 г. число занятых на крупных и средних предприятиях уменьшилось с 33 млн до 32,5 млн человек, одновременно выросла неполная занятость.
Бороться с увольнениями и инфляцией с помощью прокурорских проверок и штрафов политически выгодно и экономически бессмысленно. Это препятствует «созидательному разрушению», переходу к производству пользующихся спросом товаров и созданию новых рабочих мест, продлевает стагнацию и увеличивает бедность.