«Маша и медведь» – новый международный бренд России
Одна серия мультфильма собрала больше 1 млрд просмотров на YouTubeМиллиард просмотров собрала на YouTube одна-единственная серия мультфильма «Маша и медведь» под названием «Маша плюс каша». Всего за историю крупнейшего видеосервиса в мире лишь 17 роликов собирали более 1 млрд просмотров. Последним из них стал клип Hello певицы Адель. Он присоединился к клубу миллиардеров YouTube спустя всего 87 дней после премьеры. «Маше плюс каше» потребовалось на это три года – серия вышла в начале 2012 г. Это не только единственное русское видео в топе YouTube, но и вообще единственный мультфильм. Остальные места занимают прежде всего музыкальные видео.
Но самое удивительное в том, что большое число просмотров «Маши плюс каши» приходится вовсе не на русских пользователей. Серию смотрят и комментируют пользователи США, Австралии, Малайзии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов. Одни крайне удивлены такой популярностью мультфильма и называют его «очень странным русским видео», другие просто в восторге. После того как мультфильм попал в клуб миллиардеров, заинтригованные пользователи YouTube всего за пару дней добавили ему еще 100 млн просмотров.
«Маша и медведь» – феномен российской массовой культуры. Такое чувство, что мультфильм теперь известен в мире больше, чем Большой театр или Юрий Гагарин. Магазины Италии заполнены игрушками и одеждой под брендами «Маша и медведь». На австралийских форумах родители спрашивают друг у друга, где скачать последнюю серию. Сериал переведен на 25 языков, его показывают телеканалы в 100 странах мира. Честное слово, главному российскому режиссеру Никите Михалкову такое просто не снилось. Когда в прошлом году создатель мультфильма – студия «Аниммакорд» сообщила, что останавливает выпуск новых серий, это вызвало бурю возмущения. Студии пришлось долго объяснять, что мультипликаторам нужно длительное время, чтобы придумать сюжет нового сезона и нарисовать эпизоды.
Нельзя сказать, что успех «Маши и медведя» был таким уж внезапным. Сценарий Олег Кузовов придумал еще в 1996 г., а первые серии вышли в программе «Спокойной ночи, малыши» в 2009 г. Популярность мультфильма стала резко расти за пределами России в последние годы, в первую очередь благодаря интернету. Сами создатели мультфильма объясняют это тем, что в «Маше и медведе» всего два героя и минимальное количество диалогов – даже на русском проказы Маши понятны ребенку любой национальности. О мультфильме стали все чаще спрашивать родители из самых разных стран, и в итоге «Аниммакорд» заключал все больше и больше сделок на продажу прав на показ сериала. Сейчас YouTube приносит студии около $1,5 млн в месяц, писал Bloomberg. Основные же доходы компания получает с игрушек, ручек, тетрадей, футболок и прочих товаров под своим брендом. В этом году мировые продажи этих товаров превысят $300 млн, рассчитывает компания, из них $15 млн – ее собственные доходы.
Может, конечно, «Газпром» и считает себя главным национальным достоянием России, но всему миру гораздо больше нравится мультфильм о выходках проказливой девчонки.