Налоговые схемы государства
Юрист Вадим Зарипов о том, как чиновники увеличивают налоговое бремя, не повышая налоговНалогоплательщиков нередко обвиняют в создании налоговых схем – искусственных гражданско-правовых конструкций, формально соответствующих закону, но по сути позволяющих не уплачивать налоги с полученной экономической выгоды. Однако создавать видимость и выдавать желаемое за действительное умеют не только налогоплательщики, но и чиновники.
Например, в послании Федеральному собранию 2004 г. президент Владимир Путин, отмечая проблемы с НДС, предложил «исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей». С 2006 г. в 21-й главе Налогового кодекса «авансы» были заменены «оплатой в счет предстоящих поставок» – и, пожалуйста, высочайшее пожелание выполнено!
Как известно, и в этом, и в прошлом году в своих посланиях Федеральному собранию российский президент настаивал на сохранении существующей налоговой нагрузки на бизнес, несмотря на небывалые за последние 15 лет сложности с наполнением бюджетов. Правительству было поручено в целях недопущения ухудшения положения налогоплательщиков обеспечить до 2018 г. включительно неизменность условий налогообложения и уплаты социальных страховых взносов, установленных до 1 января 2015 г. соответствующим законодательством.
В том, что президентское поручение будет исполнено, сомневаться не приходится. Предпринимателям важнее понимать, как оно будет исполнено. Впрочем, это понятно уже сейчас.
Предвыборное обещание не повышать налоговую нагрузку на несырьевой сектор до 2018 г. было закреплено еще в бюджетном послании 2012 г. С тех пор ставки налогов действительно не поднимались (если не считать повышения ставки на дивиденды с 9 до 13%). Но бремя налогов можно повысить и не трогая ставки – по изобретательности и креативности понимания буквы, но не духа закона бюрократы не уступают налогонеплательщикам.
Можно, например, перейти с инвентаризационной и остаточной на кадастровую стоимость, увеличив тем самым базу налогов на имущество граждан и организаций; отменить порог для начисления страховых взносов (в результате с 2015 г. 5,1% в фонд обязательного медицинского страхования перечисляется со всего фонда оплаты труда); «лишь проиндексировать» ставки государственной пошлины и водного налога.
Еще один сравнительно законный способ пополнения государственных средств – ревизия налоговых льгот. Постепенно отменяется льгота на инфраструктурное имущество (газопроводы, линии электропередачи и т. п.). С 2015 г. ограничено, причем чрезмерно, освобождение от налогообложения движимого имущества при его получении от взаимозависимых лиц или реорганизации. Льготы пересматриваются и задним числом. Например, в ряде регионов налоговые органы отказали инвесторам в предоставленных до начала инвестиционных проектов льготах на том основании, что условий для пользования такими льготами, оказывается, не 25, а 26.
Самый распространенный способ скрытого увеличения публичных фондов – введение платежей, аналогичных налогам и сборам, но не включенных в Налоговый кодекс РФ. Дело в том, что официально-парадный перечень налогов и сборов не превышает полутора десятков налогов и сборов, но ежегодно появляются все новые и новые принудительные публичные взносы и отчисления. Вот неполный перечень налоговых по своей сути платежей, появившихся (некоторые – во втором чтении законопроектов) лишь за последние годы: отчисления производителей и импортеров звуковоспроизводящего оборудования (компьютеров, мобильных телефонов, плееров), утилизационный сбор, экологический сбор, плата за проезд 12-тонников, плата за парковку, плата на ремонт многоквартирных домов (она касается и тех компаний, у которых имеются квартиры на балансе или первые этажи под офисы, учреждения общепита, торговли и сервиса).
Эти платежи добавились к уже имевшимся плате за загрязнение, отчислениям операторов в универсальный резерв связи, разовым и регулярным платежам за пользование недрами, расходам застройщиков жилья на создание социальных и инфраструктурных объектов, передаваемых местным и региональным властям, взносам на гарантирование средств пенсионных накоплений и взносам банков на обязательное страхование вкладов, портовым сборам, плате за приобретение акцизных и специальных марок и т. п.
В ближайшее время ожидается появление курортного сбора, но и он вряд ли будет последним, поскольку такой способ введения новых поборов очень удобен исполнительной власти: можно устанавливать их подзаконным актом, не надо соблюдать ст. 5 Налогового кодекса о заблаговременном принятии нормативных актов, не надо учитывать в налоговой нагрузке и т. д.
Наконец, еще один испытанный способ мобилизации бюджетных доходов – ужесточение практики судов и пересмотр прежних судебных подходов, особенно после ликвидации ну никак не желавшего встраиваться в вертикаль власти Высшего арбитражного суда.
Неудивительно, что когда руководители компаний подсчитывают истинный размер всех обязательных платежей, то картина финансового бремени на бизнес разительно отличается от рисуемой официальной пропагандой.
Автор – руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп»