Бюджет с большой дороги
Непросчитанное решение о сборе с грузовиков привело к протестам дальнобойщиковПредупредительная акция водителей-дальнобойщиков на основных магистралях России не привела к серьезным перебоям в движении. Тысячи фур стояли на обочине, не мешая проезду другого транспорта. Тем не менее протест против введения сбора с большегрузных автомобилей показал, насколько серьезными могут быть последствия недостаточно просчитанных решений, принятых для пополнения бюджета и внебюджетных фондов.
По официальной версии Минтранса и Росавтодора, сбор за пробег автомобиля с максимальным весом более 12 т должен был компенсировать государству ущерб, наносимый федеральным трассам. Вводить плату за проезд решено было в кризис; президент отложил этот проект в конце 2012 г., когда экономическая ситуация была значительно более благополучной. То, что правительство быстро согласилось снизить плату за проезд с первоначальных 3,73 руб. за километр до 1,53 руб. до марта 2016 г. (затем – 3,06 руб. до конца 2018 г.), вызывает сомнения в экономической обоснованности тарифа, замечает адвокат Дмитрий Костальгин.
Авторы идеи опирались на опыт европейских стран, где аналогичный сбор при проезде по магистралям и части дорог общеевропейской сети действует с начала 2000-х гг. Минтранс и Росавтодор планировали получить в 2015 г. за счет сбора около 50 млрд руб., 10,6 млрд из них получит компания-оператор «РТ-инвест транспортные системы», которой поровну владеют бизнесмен Игорь Ротенберг и фонд «РТ-инвест». 39 млрд руб. вряд ли решат проблемы отечественных дорог: бюджет Федерального дорожного фонда, складывающийся из акцизов на топливо, составил 578 млрд руб. в 2014 г. и 622,5 млрд руб. в 2015 г.
С учетом региональных фондов, которые финансируются также за счет транспортного налога, общий дорожный бюджет составил 1,4 трлн руб. в 2014 г. Плата за проезд добавит к нему менее 3%. Зато это может вызвать существенный рост нагрузки на бизнес перевозчиков, повысить затраты ритейлеров и цены для потребителей. Себестоимость километра пробега сейчас составляет, по разным оценкам, от 27 до 30 руб., введение платы за проезд в 3,06 руб. повысит ее на 10–12%. По расчетам аналитиков JPMorgan, затраты ритейлеров могут вырасти на 15%, что неизбежно скажется на ценах для потребителей.
Установка передающих устройств для перевозчиков бесплатна. Однако размер платы за проезд и большие штрафы за проезд без устройства могут привести к тому, что примерно треть машин, особенно мелких и средних фирм могут уйти с рынка или уйти в «серую» зону, что снизит поступления транспортного налога и вызовет рост безработицы
Государство не приняло альтернативные варианты пополнения бюджета. В частности, по мнению вице-президента Российского автотранспортного союза Валерия Алексеева, те же средства можно получить за счет повышения акцизов на топливо, что повысило бы себестоимость километра пробега всего на 29 копеек.