Олег Белозеров быстро распрягает
Участники рынка и сотрудники РЖД ждали кадровых перемен в компании, но не таких быстрыхРеволюций не планирую. Все, что можно сделать поступательно, эволюционным путем, будем делать», – заявил президент РЖД Олег Белозеров на встрече с сотрудниками монополии на следующий день после своего назначения (его слова приводит «Гудок»). Прошло два месяца, и в РЖД сменилось правление. Его численность сократилась с 25 членов до 21, выведены из состава и переведены на должности советников ранее ключевые вице-президенты Вадим Морозов и Валерий Решетников. Первый занимался общим управлением, второй – стратегией. Оба – давние соратники Владимира Якунина. Морозов успел даже побывать министром путей сообщения в 2003–2004 гг. Первая отставка в руководстве РЖД случилась еще в сентябре – свой пост покинул вице-президент по безопасности Александр Бобрешов.
Перемены коснулись не только правления. В начале октября Белозеров сменил руководителей Южно-Кавказской и Дальневосточной железных дорог. Ожидаются отставки руководства ряда «дочек» РЖД; с поста гендиректора Федеральной грузовой компании уходит Виталий Евдокименко, руководивший ФГК со дня основания в 2010 г.
Участники рынка и сотрудники монополии ждали перемен, но не ждали таких быстрых. Поменяв сразу всех ключевых управленцев, новый президент рискует столкнуться со сложностями в управлении компанией, от стабильности работы которой зависят многие отрасли промышленности.
С другой стороны, правительство ждет от Белозерова повышения эффективности работы РЖД. Позиция РЖД при прежнем руководстве была такой: сокращать издержки возможности нет, а субсидий из бюджета нужно все больше (весной этого года РЖД запросила у правительства рекордные 140 млрд руб. в виде субсидий). В итоге за неэффективность РЖД платил либо бюджет, выдавая субсидии, либо промышленность через повышение тарифа на грузоперевозку.
Столь стремительные перестановки в руководстве РЖД говорят о том, что перемены в компании, направленные на повышение эффективности, Белозеров откладывать не собирается. Какими будут реформы, можно судить по высказываниям Белозерова на посту президента. Недавно он, например, говорил о необходимости пересмотра тарифного руководства (Прейскурант 10-01), которое не менялось с 2003 г.
Можно угадать и другое направление перемен. Стратегией в РЖД скорее всего будет заниматься нынешний гендиректор Globaltrans Сергей Мальцев – один из главных сторонников либерализации локомотивной тяги (сейчас основная часть локомотивов – у РЖД, независимые операторы возят собственными локомотивами лишь на нескольких маршрутах).