Что заставило Volkswagen пойти на аферу в Калифорнии
Две версии, почему менеджеры компании решились на преступление, спровоцировавшее крупнейший скандал в ее историиИстория выглядит как банальное голливудское кино: коварная корпорация готова жертвовать интересами общества и людей, идти на преступления, лишь бы заработать сверхприбыль; в конце фильма злодеев непременно разоблачают. Единственное отличие жизни от фильма в том, что махинации концерна Volkswagen (VW) были разоблачены не героем-одиночкой, а чиновниками из Агентства по защите окружающей среды США (EPA) и Калифорнийского совета воздушных ресурсов (CARB).
В том, что нарушения закона были, сомневаться не приходится – это уже признали и глава американского подразделения VW Майкл Хорн, и теперь уже бывший гендиректор Volkswagen Group Мартин Винтеркорн. Вопрос – что именно заставило VW пойти на сознательное, систематическое и многолетнее нарушение закона и на что боссы компании надеялись. Версию, что немцы хотели устроить жителям благословенной Калифорнии душегубку и потому санкционировали продажу там автомобилей, выброс оксидов азота которых мог превышать установленную в США норму почти в 40 раз, отвергаем сразу. Тогда мне в голову приходит такое предположение. Допустим, в США, которые по-прежнему остаются рынком бензиновых автомобилей, дизельное топливо действительно невысокого качества. Опасаясь того, что низкокачественный дизель может повредить дорогостоящие сажевые фильтры автомобилей, руководство VW санкционировало изменение их компьютерных систем таким образом, чтобы системы улавливания выхлопов работали на полную мощность только при проверках, а при повседневной эксплуатации – вполсилы. Чтобы не тратиться на гарантийную замену.
Другая версия – Калифорния критически важна для завоевания американского рынка, это штат-трендсеттер, и вот дизели VW в одночасье стали удовлетворять калифорнийским экологическим стандартам, самым строгим в мире. И именно на свои дизельные двигатели – как на «самые экологичные и экономичные» – делал VW ставку при завоевании североамериканского рынка, собираясь инвестировать $8 млрд до 2018 г.
Американские регуляторы насчитали, что в 2009–2015 гг. VW продал в Штатах 482 000 «перепрограммированных» дизельных автомобилей. Потратить $8 млрд на раскрутку фальсифицированного продукта, всегда имея риск, что обман раскроется? И даже если допустить, что гарантийной замене подлежали бы фильтры во всех автомобилях, и не по одному разу, убытки VW составили бы несколько сотен миллионов долларов. Но теперь только американскому правительству немецкий концерн может заплатить штраф в $18,075 млрд – до $37 500 за каждый проданный автомобиль. А ведь наверняка еще будут иски от обществ защиты потребителей и экологии, от дилеров... И только США, возможно, дело не ограничится – под подозрение попало 11 млн аналогичных автомобилей, проданных VW Group по всему миру. Неужели никто из боссов VW, посвященных в эту аферу, не удосужился взять калькулятор в руки и сказать: ребята, нарушение лишено экономического смысла? А если боссы были не в курсе, то кто тот скромный герой, решение которого всего за три дня с того момента, как дизельный скандал стал достоянием гласности, уронило капитализацию VW на 20,7 млрд евро? И зачем нужны такие боссы, если они не контролируют такие риски?
Ситуация драматична для VW Group и тревожна для всех мировых автопроизводителей. Объявлять «врагом экологии» можно каждого: все наверняка обращали внимание, что заявленные в паспортных характеристиках автомобиля показатели экологичности и экономичности отличаются от реальных – и реальные всегда выше. Но это не потому, что все автопроизводители – жулики, а потому, что утвержденные регуляторами тестовые циклы эксплуатации автомобилей – по которым автопроизводители и замеряют экологические показатели – имеют мало общего с тем, как автомобили водят в действительности. Ни американский тест FTP-75, созданный по результатам замеров в Лос-Анджелесе, ни японский JC08, моделирующий бесконечные пробки в крупных японских городах, ни тем более европейский NEDC, обновлявшийся последний раз в 1999 г. и по которому разгон с места до 50 км/ч должен занимать... 26 секунд. А новый глобальный тест World-wide harmonized Light duty driving Test Cycle (WLTC), который обещает отразить реальность, все еще находится в стадии разработки.
Безусловно, сейчас чиновники многих стран оттопчутся на VW и потребуют проверки и других компаний – не нарушали ли и они законы подобным образом. Ничуть не оправдывая VW, хочу напомнить: прежде чем призывать всех играть по правилам, сперва необходимо создать честные, понятные и прозрачные правила игры.