Россия по-прежнему в тени
Лидерство по объемам нелегального движения капитала – показатель качества госуправленияРоссия признана абсолютным лидером по теневому движению капитала. В докладе Global Financial Integrity (GFI) наряду с Россией рассматриваются Индия, Бразилия, Мексика и Филиппины. Авторы анализируют данные за разные периоды времени по 2012 г. включительно. В случае России – с 1994 г., когда страна начала предоставлять статистику в МВФ и ВБ. Общий нелегальный отток за 19 лет составил $1,341 трлн, а приток – $1,925 трлн (в среднем, соответственно, 8,3 и 12% ВВП). В 1990-е среднегодовой отток составлял $35 млрд, в 2000-е – $71 млрд, а в 2010-е вырос до $141 млрд.
Авторы строят свои расчеты на методике, сравнивающей приток капитала в страну и его официальное использование, на основе платежного баланса, а также на сопоставлении внешнеторговой статистики импортеров и экспортеров. На этот раз были впервые включены данные Центробанка. Расчеты, строящиеся на официальной статистике, не учитывают совсем криминальное движение средств – торговлю наркотиками и контрабанду, мошенничество со счетами-фактурами, обмен активами и разного рода операции, остающиеся неподконтрольными государственным органам.
Объем средств, незаконно ввозимых в Россию, превышает вывоз за все годы наблюдений, кроме 2001 и 2009 гг. Эти деньги не просто нелегально ввозятся в страну, они во многом определяют характер экономики. Авторы говорят в связи с Россией об огромной роли теневой экономики в развитии страны, составляющей в среднем 46% ВВП (впрочем, эти данные могут быть завышены, поскольку рассчитываются, в частности, исходя из числа операций с наличными. Этот показатель не вполне релевантен для стран, где доля расчета наличными традиционно высока). Причинами такого положения вещей авторы называют «конфискационную природу» налогообложения в России, слабость банковской системы, непрозрачность энергетического сектора и системную коррупцию.
Величина теневой экономики – важный показатель качества госуправления. Когда государство предпринимает разумные шаги, это тут же приносит благотворный результат. Так, доля теневой экономики, выросшая, по данным исследования, за 1999–2001 гг. с 45 до 70%, затем начала резко снижаться в результате введения плоской шкалы налогообложения. Стремясь усиливать контроль, государство может и увеличивать теневую составляющую. Усиление налогового давления, приказы и запреты заставляют бизнес уходить в тень.