Издевательское послание обществу
Вчерашними судебными решениями государство показывает высочайший уровень произвола и цинизмаВчера в российских судах был день жестокости и гуманизма. В одних делах был проявлен гуманизм, в других – жестокость. Судогодский райсуд Владимирской области решил досрочно освободить главного фигуранта дела «Оборонсервиса» Евгению Васильеву. Тульский областной суд отказал в аналогичном ходатайстве фигуранту «болотного дела» Денису Луцкевичу. Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил украинского режиссера Олега Сенцова за организацию терактов к 20 годам тюрьмы. Другой фигурант дела, Александр Кольченко, осужден на 10 лет.
Осужденная на пять лет лишения свободы Васильева отбыла чуть больше половины срока, значительная часть отбытого ею наказания – домашний арест, когда бывший чиновник Минобороны могла гулять по Москве и посещать любимые магазины и провела в колонии чуть больше месяца. Луцкевич провел большую часть из 3,5 года заключения в сизо. Его не выпустили, хотя до конца срока всего три месяца.
Дело Сенцова поражает не только демонстративно суровым приговором. Режиссер не собирался взрывать вокзал и убивать десятки людей или закладывать мину на важном объекте. По версии следствия, он подготовил ночной поджог крымского офиса Партии регионов, ставшего местным отделением «Единой России» (пострадавших нет), и намеревался подорвать памятник Ленину. Основные доказательства – показания двух осужденных, вероятно данные под пытками или психологическим давлением. Дело Сенцова и его рассмотрение засекретили.
Три судебных решения, конечно, совпали случайно, но это совпадение читается как откровенно издевательское послание властей обществу: «Мы будем делать все, что хотим, и вам это будет нравиться».
Гуманность к Васильевой показательна на фоне статистики. В 2007 г. суды удовлетворили 68,4% ходатайств об УДО, в 2011 г. – 56,4%, в 2014 – всего 41,4%. По словам председателя «Бизнес-солидарности» Яны Яковлевой, есть негласное распоряжение не освобождать бизнесменов до возмещения гипотетического ущерба, суды крайне редко освобождают предпринимателей досрочно. Наконец, освобождение Васильевой – это еще и плевок в лицо тем, кто надеялся, что дело «Оборонсервиса» вырастет в системную борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти.
Дело Сенцова – другая история, его цель – запугать людей всемогуществом спецслужб. Послание здесь простое: если захотим, то посадим любого, даже если обвинения выглядят абсурдными, а за попавшего в жернова органов режиссера попросят Педро Альмодовар, Анджей Вайда, Вим Вендерс и даже Никита Михалков. Исход этих трех дел не решался в едином центре. Это случайный набор не связанных между собой «обычных» дел и сделок. Но эти истории и сделки складываются в одну картину, которую власти рисуют сами. Это произведение ярче любых оппозиционных текстов и фильмов демонстрирует обществу, какого уровня равнодушия к собственному произволу и цинизму достигло государство в России.