Взрыв в порту и взрыв на фондовом рынке

Как китайские власти стали опаздывать с тушением всевозможных пожаров

Столько ядовитого цианистого натрия могло храниться на складах Rui Hai Logistics в китайском порту Тяньцзинь, где с прошлой среды прогремело более 10 взрывов. По последним данным, 114 человек погибли, 722 госпитализированы, из них 58 – в критическом и тяжелом состоянии. 70 человек числятся пропавшими без вести, большинство из них – пожарные. Это неудивительно: власти признают, что после первого взрыва пожар тушили водой, не зная, что на складах могут быть вещества, воспламеняющиеся при контакте с водой.

Местные СМИ с первого же дня после взрыва писали, что на складах может быть цианид натрия. Но властям понадобилось несколько дней, чтобы подтвердить это. Зато они оперативно боролись с теми, кто сообщал нежелательную информацию: за распространение паники было закрыто 18 сайтов, работа еще 32 приостановлена на месяц.

О цианиде натрия знали СМИ, но, похоже, не знал никто, кому по должности такие вещи знать следует, – от оператора порта и военных до девелопера, который строил жилые дома в нескольких сотнях метров от склада ядовитых веществ.

Прошло более трех суток с момента первого взрыва, когда китайские власти смогли наконец сказать про ситуацию что-то осмысленное. Ну и как обычно: необходимо извлечь серьезный урок, найти виновных, наказать и не допустить. Знакомо до оскомины, не правда ли?

Порт Тяньцзинь по грузообороту занимает четвертое место в мире. Совокупный грузооборот российских портов в 2014 г. был лишь на 14% больше, чем у Тяньцзиня, а в десятке крупнейших портов мира восемь китайских (включая сингапурский). Знают ли китайские власти, какие еще сюрпризы хранятся на их складах? Ящик Пандоры – и тот был более предсказуемым.

Сценарий, по которому развивались события в порту, до боли напоминает то, что месяцем ранее происходило на китайском фондовом рынке. За год индексы выросли в 2–3 раза, чтобы за четыре летние недели потерять более 30%. Это огромные деньги: в июне капитализация китайского фондового рынка достигала $10 трлн, т. е. потери от обвала превысили $3 трлн.

В Китае 90 млн розничных инвесторов, доля совершаемых ими сделок в общем обороте рынка составляет 80%. Чтобы торговать акциями, китайцы брали кредиты у брокеров, в банках и теневых структурах, закладывали жилье, а самые юные бросали образование. По официальным данным, более 30% инвесторов бросили школу в возрасте 12 лет или еще раньше. Знали ли об этом власти? Похоже, что нет. Иначе бы не получилось так, что, когда на рынке уже бушевала распродажа, Народный банк Китая понизил ставку и требования к резервам банков, а спустя несколько дней, когда спроса на акции уже не было, Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг разрешила несколько IPO.

Зато потом знаете что? А все как обычно: начато расследование, ищут виновных, а гонцы едут в Лондон убеждать международных инвесторов, что «небольшая коррекция» на рынке – прекрасная инвестиционная возможность.

Есть расхожая китайская мудрость, приписываемая Конфуцию: страшно держать тигра за хвост, но еще страшнее отпустить. И все же самое главное – его за этот хвост не дергать.