Свет с Востока
Максим Трудолюбов о трудном выборе, с которым столкнулись российские реформаторыПоявление в медийном обороте идеи досрочных выборов парламента и президента заставляет думать, что в Россию возвращается внутриполитическая повестка дня. Точнее говоря, та часть российской элиты, которая еще верит в рациональность в политике, стремится вернуть тему экономических реформ в общественное пространство.
Алексей Кудрин, глава Фонда по поддержке гражданских инициатив и бывший вице-премьер, в интервью коллегам из РБК Елизавете Осетинской и Роману Баданину объяснил свою идею такой цепочкой рассуждений: чтобы вернуться к росту, нужно провести структурные реформы; чтобы провести структурные реформы, нужен хороший мандат; чтобы получить хороший мандат, нужны выборы, ведь «окно возможностей всегда возникает сразу после выборов». Это утверждение одновременно и о том, что в экономике большие проблемы, и о том, что лично президент Владимир Путин не причина этих проблем. Напротив, только он, переизбравшись, сможет начать программу реформ.
Иначе как таким византийским образом в публичном поле тему реформ, вероятно, и нельзя поднять. Идеей досрочных выборов российских политиков заразил Нурсултан Назарбаев, который провел их два месяца назад (его предыдущие выборы тоже были досрочными). Разгромив соперников с результатом 97,7% голосов, Назарбаев обнародовал план структурных преобразований, состоящий из 100 шагов, направленных на достижение пяти целей: формирование государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, содействие индустриализации и экономическому росту, укрепление гражданской идентичности, создание подотчетного государства.
Познакомившись с этой программой около месяца назад во время Астанинского экономического форума, глава Сбербанка России Герман Греф испытал, по его словам, «культурный шок». «Это один из лучших документов, который я когда-либо видел, он всеобъемлющий, логично выстроенный. Если из этих 100 шагов будет сделано хотя бы 50 <...> Казахстан будет принципиально другим государством», – сказал Греф в Астане, отвечая на вопросы журналистов. Алексей Кудрин в интервью тоже упомянул «100 шагов» и заметил, что многое в этой программе ему нравится.
Восток все ближе
Назарбаев начинает программу с принципов формирования госслужбы: в этой области должны быть закреплены принципы меритократии при отборе людей, введена оплата труда по результатам, служебное жилье должно выдаваться без права приватизации, к госслужбе должны быть допущены иностранные граждане, а для борьбы с коррупцией должно быть создано агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Верховенство закона (второй раздел) предполагается обеспечить, перейдя от пятиступенчатой к трехуровневой системе правосудия (первая, апелляционная, кассационная). Предлагается ужесточить квалификационные требования для судей, ввести годичную стажировку для кандидатов, ввести аудиофиксацию всех процессов, передать следственным судьям полномочия по санкционированию всех действий, ограничивающих права граждан, сократить участие прокуроров в гражданско-правовых спорах, создать местную полицию, подотчетную местным властям и местным сообществам, и, наконец, создать в городе Астане международный арбитражный центр по примеру Дубая.
Третий, самый большой раздел, состоящий из 50 шагов, посвящен индустриализации и экономическому росту. Ключевой целью здесь является построение в Астане международного финансового центра с особым статусом, закрепленным в конституции страны, и с независимой судебной системой, работающей на принципах английского права. На территории центра предполагается введение английского языка в качестве официального. Законодательство здесь будет составляться и применяться на английском языке. Есть пункт «превращение Астаны в деловой, культурный и научный центр Евразии». Назарбаев не раз говорил, что Казахстан должен стать трехъязычным – страной, где говорят по-казахски, по-русски и по-английски.
Среди других шагов – введение 12-летнего школьного образования, расширение академической самостоятельности вузов, поэтапный переход на английский язык обучения в старшей школе и вузах, либерализация трудовых отношений, переход к адресному оказанию социальной помощи.
Следующий раздел посвящен укреплению гражданской идентичности, принятию патриотического акта «Вечная нация» и национального проекта «Светлое будущее». Заключительная глава предлагает, в частности, создать госкорпорацию «Правительство для граждан», которая будет служить единым провайдером государственных услуг по образцу Canada Service в Канаде и Centrelink в Австралии.
Несмотря на пункты про английское право, этот документ находится целиком в русле авторитарно-модернизационной традиции. Отметим, что речь идет о верховенстве закона, а не права. Поддержка экономического роста и развития промышленности достигается за счет развития экономических, но не политических свобод. Это подотчетность без демократии: контролировать власть и обеспечивать ее сменяемость на всех уровнях, за исключением верхнего, предлагается без опоры на выборность должностных лиц, свободную прессу и открытое участие общества. Предлагаются действующие, в частности, в Китае методы вроде ротации и аттестации должностных лиц. Участие граждан предполагается развивать за счет развития саморегулирования и создания бюджетов местного самоуправления. На первом плане не права человека, а права бизнеса: коммерческое право, контрактное право и институт частной собственности, который, впрочем, отдельно не упомянут.
Восток все дальше
Не исключено, что история с планом модернизации Назарбаева не такая уж прямолинейная. Ценности, отразившиеся в программе, вероятно, знакомы руководству Казахстана не первый год. Но почему Назарбаев вышел с этими планами на публику только сейчас, после 25 лет у власти?
С одной стороны, можно трактовать ход Назарбаева так. «Досрочные выборы – это некая попытка подстраховаться, выбраться и тихо сидеть, пережидая 2016 г., потому что экономическая ситуация ухудшается», – говорил независимый казахстанский журналист и кинорежиссер Ербол Жумагулов в эфире «Коммерсантъ FM».
С другой стороны, представляется, что Казахстан предпринял осторожный, но твердый шаг в сторону укрепления своей суверенной независимости от России, в направлении Китая и международного сообщества. Элита Казахстана, при всей авторитарности и коррупции, национально ориентирована. «Евразийский вектор не единственный для элиты Казахстана и, возможно, когда-то он будет не самым главным, – говорит востоковед, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Все-таки российский проект обращен в прошлое, а китайский проект экономического пояса Шелкового пути – это путь в будущее». С этим согласуются, в частности, идеи ввести западные стандарты вместо устаревших постсоветских, готовность привлекать в страну высококвалифицированных менеджеров из-за рубежа, причем даже в госсектор. Напоминает об этом и планирование одного из больших транспортных коридоров в обход России.
План Назарбаева – пока лишь декларация, но это очень четкая декларация. Язык «100 шагов» не только не западный, но и решительно не постсоветский. Это очень ясный политический и культурный выбор. Российская активность на постсоветском пространстве, особенно аннексия Крыма и поддержка военных действий на Украине, наверняка была одним из факторов, заставивших Казахстан поторопиться с самоопределением.
Не исключено, что на центральноазиатском направлении развивается коллизия, похожая на ту, что привела к конфликту на западном направлении. Разница только в том, что Украина отправилась на Запад, а Казахстан – на Восток. Конечно, планы Казахстана рассчитаны на гораздо более долгую перспективу и не предполагают открытой конфронтации, но эти планы есть. Неадекватно жестоко отреагировав на украинскую революцию, Россия снова подтолкнула центробежные процессы на постсоветском пространстве.
Российской элите предстоит иметь дело с более трудным для себя направлением. Кремлевские политические менеджеры отлично экипированы, чтобы спорить с политиками Киева, Брюсселя или Берлина. Россияне давно разочарованы Западом, демократией и либерализмом и прекрасно умеют отражать атаки с той стороны. Запад предсказуем, и к нему у россиян давно нет уважения (несмотря на то, что они любят там жить). К Востоку высокопоставленные россияне, напротив, испытывают пиетет хотя бы потому, что плохо его понимают. По отношению к Востоку Россия сама – Запад. Восток растет и развивается, приводя высокомерных москвичей в растерянность четкостью целей и успехами в их достижении.