Граждан не волнует рост смертности и бедности
Внутренние проблемы страны выведены из политической повесткиВ прошлую среду премьер Дмитрий Медведев потребовал разобраться с ростом смертности в России. За январь – апрель 2015 г. смертность выросла на 3,7% в годовом измерении. В I квартале отмечался более резкий рост смертности – на 5,2%, по данным Росстата. А в четверг Росстат опубликовал данные о численности бедных в I квартале – она выросла на 3,1 млн человек по сравнению с I кварталом 2014 г.: 22,9 млн человек (15,9%) имели доходы ниже прожиточного минимума; год назад было 19,8 млн (13,8%). Это результат высокой инфляции и, соответственно, быстрого роста размера прожиточного минимума (при том что реальные доходы населения снижаются). Бедность росла и в прошлом году, но более равномерно: 16,1 млн чел (11,2%) против 15,5 млн (10,8%) в 2013 г.
Вероятно, теперь Медведев потребует разобраться с ростом уровня бедности, однако вряд ли эта тема, как и тема смертности или роста безработицы, станет широко обсуждаться политиками и центральными телеканалами. Внутренние проблемы страны выведены из политической повестки. Даже если они спорадически возникают в центральных СМИ, то быстро переводятся во внешние угрозы («во всем виновата Америка»). Понятно, что если телевизор не говорит о росте бедности, то этой проблемы в общественном пространстве не существует. Это один способ реагирования власти на внутренние проблемы – умолчание.
Тем не менее экономический кризис в России развивается, граждане сталкиваются с его проявлениями в своей частной жизни – прежде всего с ростом цен, сокращением ассортимента и качества продуктов, падением доходов, доступности медицинской помощи и лекарств.
Граждане, судя по опросам, осознают тяжесть ситуации в экономике и не верят, что власть в состоянии вывести страну из кризиса. Но те же граждане поддерживают внешнюю политику власти, которая вернула державе «величие». Пропаганда величия работает на замену впечатлений: в магазине дорого, но можно думать не об этом, а о победе над «пиндосами».
Есть и другие способы реагирования, например поиск вредителей внутри и вне страны. Ими могут быть вражеские разведки, «пятая колонна» оппозиции или бизнес, наживающийся на бедах населения. В конкретных случаях, особенно если группа граждан активно отстаивает свои интересы, Кремль может найти виновных «плохих бояр» и наказать их; может даже отменить какие-то свои решения, если они слишком непопулярны. Но если граждане молчат, власть не будет замечать проблему, считает политолог Алексей Макаркин. В ситуации с общим падением уровня жизни граждане склонны молчать и терпеть. Вместе с ТВ-величием это задает большой дисконт к уровню их требований. Исследования Института социологии РАН показывают, что граждане все меньше надеются на государство и стараются сами обеспечить себя и семью.
Проблемы остаются и копятся. Их отсутствие в политической повестке неизбежно сказывается на адекватности решений власти. Выбранная Кремлем тактика политической экономии на внутренних проблемах чревата непрогнозируемыми потрясениями в будущем.