Как Apple переделает музыкальный рынок
Впервые за много лет компания запустила значимый проект, не являющийся чем-то абсолютно новым для рынкаНа ежегодной конференции для разработчиков Apple показала свой новый музыкальный сервис – Apple Music. Он работает в популярном формате стриминга, когда человек может слушать музыкальные треки онлайн, а не скачивать их на компьютер или телефон. Впервые за много лет Apple запустила значимый проект, не являющийся чем-то абсолютно новым для рынка. В случае со стримингом Apple плетется в хвосте мирового прогресса. Стриминговые сервисы уже запустили все кому не лень – от пионера этого формата шведской Spotify до Google, Deezer, Microsoft (Xbox Music) и российских Zvooq и «Яндекс.Музыки». Apple все это время продавала музыку целыми альбомами и отдельными треками через магазин iTunes, дождавшись, пока вся статистика не зафиксирует падение популярности такой бизнес-модели и взлет доходов стриминговых сервисов.
Теперь Apple фактически вскочила в последний вагон, хотя когда-то она сформировала музыкальную индустрию в интернете. В 2003 г. основатель Apple Стив Джобс с трудом уговорил крупные звукозаписывающие компании начать продавать музыку через интернет. Он настоял на том, чтобы в iTunes продавались не только альбомы, но и отдельные музыкальные треки по 99 центов за штуку. Это стало революцией для индустрии, привыкшей продавать музыку альбомами на CD через магазины BestBuy по $15–20 за диск. Apple дала импульс развитию всей индустрии цифровой музыки, объем которой составил в 2014 г. $6,8 млрд (данные IFPI).
Удастся ли Apple и в этот раз оказать решающее воздействие на рынок? Вся музыкальная индустрия сейчас превращается фактически еще в одну фишку для iPhone, замечает обозреватель The Verge Нилай Патель. Apple запускает сервисы для iPhone и iPad для того, чтобы стимулировать их продажи. Именно они сделали Apple одной из самых богатых корпораций в мире. В 2014 г. ее выручка достигла $182,8 млрд, и это в основном продажа устройств, а не контента. На банковских счетах Apple хранится около $180 млрд. Понятно, что в этой ситуации музыкальные сервисы воспринимаются Apple как маркетинговый инструмент для продвижения основного бизнеса, а не как отдельный бизнес: они должны быть качественными, но могут не приносить особой прибыли. Это радикально отличается от ситуации, в которой находятся независимые игроки этого рынка: Spotify за семь лет работы не может вылезти из убытков из-за высоких отчислений правообладателям. Apple наверняка может предложить им более выгодные условия.
В 2014 г., когда Apple готовила стриминговый сервис, некоторые музыканты вдруг стали заявлять, что их не устраивает модель работы Spotify, предлагающего слушать музыку бесплатно, за рекламу. Участники медийного рынка говорят, что эти жесты не обошлись без тайного влияния Apple. Косвенно это подтверждает и антимонопольное расследование против Apple в США – о неконкурентном поведении на рынке стриминговых сервисов. Получается, 12 лет назад Apple позитивно воздействовала на рынок, сформировав индустрию цифровой музыки. А теперь, заняв на рынке существенное положение, она может помешать развитию конкурирующих сервисов, предлагая правообладателям условия лучше рыночных.