Геополитический ход Концерна «Алмаз-Антей»
Громкая пресс-конференция о сбитом Boeing заслонила новость о недоделанной системе воздушного движенияНа прошлой неделе Минтранс опубликовал отчет о том, как реализуется программа модернизации системы воздушного движения в России. Выводы заказчика в целом неутешительные: единственный поставщик – выбранный без конкурса Концерн ПВО «Алмаз-Антей» – не выполняет свои обязательства. В отчете Минтранс рекомендует своему агентству – Росавиации – подготовить иск о взыскании неустойки по строительству московского центра управления движением в воздухе. Минтранс в своем отчете указывает: для строительства лучше выбрать подрядчика по конкурсу. Почему же так не произошло с самого начала? Собеседник «Ведомостей» в одном из профильных ведомств аккуратно напоминает: «Алмаз-Антей» был назначен единственным исполнителем по федеральной программе указом президента. Чтобы расторгнуть контракт с компанией, нужен такой же указ, одной воли заказчика недостаточно.
История с программой модернизации влияет на репутацию транспортных ведомств. Счетная палата в конце февраля заявила, что именно Росавиация неэффективно использует средства на модернизацию системы ОрВД. Правда, в том же отчете контрольное ведомство отметило, что Концерн ПВО «Алмаз-Антей» не справился с возложенными на него обязанностями.
Новый центр управления полетами над Москвой должен был начать работу в декабре прошлого года. Его ждали еще раньше, но сроки неоднократно сдвигались. Новый срок ввода в эксплуатацию – конец 2015 г., он был определен на совещании у Аркадия Дворковича прошлой осенью. После ввода этого центра можно будет перестроить всю схему полетов над Москвой. Сейчас столичное небо загружено так, что диспетчеры и техника зачастую работают на пределе возможностей, говорят эксперты. Схема движения по-прежнему дорабатывается. Кроме вопроса безопасности и репутации транспортных ведомств, как всегда, остается проблема эффективности использования бюджетных средств. Только за три месяца 2015 г. на программу из федеральной казны должно было пойти 2,6 млрд руб., еще 3,2 млрд руб. предполагалось привлечь из региональных бюджетов и других источников.
При таком количестве заинтересованных сторон отчет об отставании в строительстве объектов ОрВД фактически никто не заметил. Во вторник утром гендиректор «Алмаз-Антея» Ян Новиков на специальной пресс-конференции заявил, что причиной крушения малазийского Boeing 777 в Донецкой области в июле 2014 г. стало воздействие ракеты зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1». Комплекс этого типа находится на вооружении ВС Украины, «Алмаз-Антей» создан после того, как «Бук-М1» перестали производить, поэтому с концерна должны быть сняты санкции Европейского союза. Специалисты концерна анализировали характер отверстий во фрагментах фюзеляжа самолета и угол подлета ракеты к Boeing. Юристы «Алмаз-Антея» в конце мая подали в Общий суд ЕС иск об аннулировании решения Совета ЕС от марта 2015 г. о продлении санкций.
Минтранс на фоне этой геополитической интриги остался один на один с проблемами модернизации системы воздушного движения.