Жизнь после Путина
Экономист Евгений Гонтмахер о том, как гражданское общество готовится к моменту, когда оно сможет влиять на жизнь страныВ короткий момент во время президентства Дмитрия Медведева россияне вроде меня стали надеяться, что страна наконец-то станет частью Европы. Сейчас я чувствую лишь страх. Россия Владимира Путина, какой он ее видит и строит, – это страна, идущая «особым путем». Гражданам аналогичной свободы не предоставляется: в вопросах политики они должны подчиняться государству, рабски следуя пути, выбранному политиками. Это внушает тревогу даже тогда, когда известно, куда мы идем. Но конечную цель нашего движения не представляет себе даже Путин. Он сосредоточил в своих руках всю власть и навязал жесткую монополию на политические идеи, не имея четкого видения. В результате мы идем по дороге, которая еще не проложена: строительные работы ведутся буквально в паре метров впереди нас.
Президент постоянно повторяет, что надо уважать традиционные ценности и что, когда дело касается наших интересов, другие должны держаться подальше. Но хотя действия Путина пошатнули устоявшийся мировой порядок, нам остается лишь догадываться, чем бы российский президент хотел его заменить. Порой я думаю, что наш президент блефует, надеясь, что его внезапные маневры измотают Запад до полного изнеможения. В Европе и США многие обеспокоены действиями России на международной арене. Дело не в том, что им не нравятся действия Путина, – хуже, что в них мало логики. На Западе так нервничают из-за непредсказуемости поведения Кремля, что порой кажется: даже откровенно деструктивную его стратегию дипломаты воспримут не с ужасом, а скорее с облегчением. Ведь антагонисту, цели которого стали понятны, всегда можно что-то противопоставить.
Чем мы, россияне, можем заполнить вакуум политического мышления? Те, кто выпадает из «путинского большинства», автоматически поддерживающего президента, должны объединиться в движение гражданского сопротивления. Нужно, чтобы будущее нашей страны публично обсуждалось. Если это невозможно, то крайне важно, чтобы несогласные со статус-кво могли найти тех, кто разделяет их взгляды. У нас есть некоторые преимущества. Масштабная госпропаганда всепроникающа и эффективна, но ее можно избежать. Для этого нужно выключить телевизор. Прежние поколения были отрезаны от источников информации, нежелательной для государства. У нас же есть интернет – это позволяет сохранить свободу выбора.
Надо пользоваться возможностями обсуждать наши идеи: в соцсетях, лицом к лицу в университетах и на площадках негосударственных организаций вроде Общероссийского гражданского форума. Нужно использовать и официальные площадки, когда представляется шанс на диалог с государством, надо использовать ненасильственные методы защиты наших прав всеми законными способами. Рано или поздно эпоха Путина подойдет к концу. Это будет не просто смена власти. Как это много раз было в истории России, покидая Кремль, старая элита заберет с собой идеологический компас, дав стране возможность выбирать новый путь. Тогда нам понадобятся все умения и ресурсы гражданского общества. Сейчас самое время их развивать.
Если бы мы жили в стране, которую можно менять при помощи голосования на выборах, мы бы уже достигли европейского будущего, на которое все еще смеем надеяться. Но с помощью той грубо срежиссированной имитации демократии, которую сегодня в России выдают за оригинал, перемен не добиться. Перемены, к которым мы стремимся, нагрянут неожиданно. Как может помочь Запад? Не надо направлять в нашу страну своих экспертов в роли учителей и советников. Это мы уже проходили. Мы наделали серьезных ошибок и на своей шкуре ощутили их последствия. Россияне, способные независимо мыслить, в силах диагностировать и исправить эти ошибки.
Россияне должны общаться с Западом как равные, а не подопечные. Проблемы современной демократии, рыночной экономики, социальной жизни – общие для Запада и России. Мы должны быть в мейнстриме, генерируя идеи, которыми смогут руководствоваться либерально-демократические государства во всем мире. Наша задача – совершенствование западной политической мысли, а не простая ее ассимиляция. Это воодушевляющая задача, особенно если россияне, европейцы и американцы будут работать над ней вместе. Нынешнее охлаждение в отношениях – это борьба несовершенной системы с непредсказуемой. Единственный способ положить этому конец – вместе придумать альтернативу обеим.
Автор – российский экономист
FT, 12.05.2015, Антон Осипов